«Байкал» — всё. Разработки отечественных процессоров продадут за 5 млн долларов

На модерации Отложенный

Российский производитель процессоров «Байкал» находится на грани банкротства и собирается продать за 5 млн долларов свои интеллектуальные активы, включая патенты и информацию, касающуюся чипов отечественного производства.

Генеральный директор компании Андрей Евдокимов заявил, что эта продажа и передача интеллектуальной собственности не помешает развитию предприятия. Он подчеркнул важность проведения аукциона, заявив, что фирма сама будет способствовать этому процессу.

Более того, Андрей Евдокимов добавил, что этот этап «обнадеживает», поскольку он приведет к развитию «продуктов и экосистемы Байкала». При этом компания заявила, что банкротство касается внутренних разногласий «Т-Платформы», но не стала вдаваться в подробности.

Ранее мы сообщали, компания «Т-платформы», которая владеет интеллектуальной собственностью «Байкал Электроникс», выставила на торги права на разработки и патенты.

Компании TSMC и ARM перестали сотрудничать с Baikal Electronics в прошлом году, и с тех пор убытки только росли. 

 

Комментарий: Анатолий Несмиян

История с банкротством отечественной компании «Байкал Электроникс», выпускавшей устаревшие, но хотя бы работающие процессоры, вполне показательна.
 
 Суть истории достаточно проста: «Байкал» разрабатывал свои процессоры, основываясь на ядре по лицензии британской ARM. Сама производственная площадка по выпуску процессоров находилась на Тайване в городе Синьчжу на заводе компании TSMC.
 
 Ситуация обидная только с точки зрения разнообразных духоскрепных патриотов, требующих 100% локализации всего на российской территории. В 21 веке ситуация выглядит сильно иначе - есть международное разделение труда, когда любой товар, особенно высокотехнологичный - это продукт межнациональной кооперации. Так же было и с «Байкалом». Покупается базовая архитектура, в нее вносятся изменения и дополнения под конкретные локальные задачи, непосредственное производство вынесено на территорию Тайваня, создавший специализированную отрасль, которую нет смысла дублировать на другой территории, как нет смысла в автохозяйстве хлебокомбината строить свой собственный автомобильный завод по выпуску «Газелей» или «Камазов» - логичнее, проще и дешевле купить их в Нижнем Новгороде или Набережных Челнах.
 
 Однако подобная ситуация возможна только в одном случае - если все играют по одним правилам. Россия отказалась играть по этим правилам, и начала вводить свои, причем явочным порядком. За что ее и удалили с поля. А раз так - то все работающие кооперативные цепочки начали рваться. И чем более по-хамски себя ведет российское руководство, тем больше разорванных связей.
 
 И теперь то, что было преимуществом, внезапно оборачивается проблемой. Распределенная система производства высокотехнологичной продукции вдруг перестает работать - ARM отозвал лицензию, TSMC отказался выпускать нелицензионный процессор. Логично, что «Байкал Электроникс», помыкавшись, объявил о банкротстве.
 
 Альтернатива - строить свой собственный завод по выпуску чипов. Но это не делается с колес, а для его строительства все равно нужна международная кооперация, которая не работает. Хлебозавод остался без автомобилей и по определению не может построить в своем гараже даже мастерскую по выпуску «Камазов». Попробуй в углу выковать ходя бы коленвал для большегруза, чем занимается целый Кузнечный завод «Камаза». Или собрать карданный вал на верстаке, ачётаково?
 
 Вывод очень прост: нужно начинать жить в 21 веке. И тогда высокотехнологичная продукция российского производства, пускай даже по английской лицензии и тайваньском выпуске будет работать в России для решения российских задач. Либо тогда мы будем жить в 19 веке, а потом - в 18, 17 и так далее, но должны при этом понимать, что в 17 веке чипы не нужны. Как не нужен космос, ядерная энергетика и авиация. В 17 веке актуальны телеги, лошади и пушки-пищали. Вот их-то на отечественной производственной базе вполне реально производить.