Как Европа закупает российскую нефть в обход собственных санкций

На модерации Отложенный

Стоимость российской нефти на мировом рынке превысила $70 за баррель, как и в лучшие времена, отставая от котировок международного сорта Brent всего на десяток долларов. По этой цене отечественные экспортеры продают сырье не только «дружественным» азиатским, но и «недружественным» европейским клиентам, ранее утверждавшим о намерении вовсе отказаться от «черного золота» из нашей страны. Судя по всему, западные санкции, превратившие российские углеводороды в «токсичный», то есть не подлежащий сбыту на международной арене товар, не создают серьезных преград для заключения сделок, взаимовыгодных как для поставщиков, так и для покупателей энергоресурсов.

О том, что западные компании покупают Urals выше уровня установленного G7 «потолка» цен в $60 за баррель, сигнализирует агентство Bloomberg. Его эксперты сообщают, что до 40% судов, вывозящих нефть из портов Балтийского и Черного морей, принадлежат международным фирмам, обязанным строго соблюдать предельный уровень отпускной стоимости сырья. Но практика показывает, что установленные Западом политические барьеры не в состоянии отгородить потребителей энергоресурсов Старого Света от экономического интереса к российским углеводородам. «Около половины судов, до того, как порог был преодолен, принадлежали западным компаниям. Кроме того, значительная часть кораблей по-прежнему страхуется через Лондон», — сообщает агентство.

Источники Bloomberg фактически разбивают представление о том, что западные компании строго соблюдают установленные их же властями санкционные правила с российскими контрагентами. С точки зрения страхования нефтепродуктового транспорта, ранее практически полностью обеспечиваемого западными профильными компаниями, картина меняется буквально на глазах, отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. Обеспечение соответствующими услугами растет со стороны новых потребителей энергоресурсов. Сумма страховых выплат пока заметно меньше, нежели у европейских фирм, уже давно монополизирующих страховой рынок морских грузоперевозчиков. Тем не менее, премии, которые небольшие компании гарантируют за транспортировку российской нефти, оказываются выше издержек на морскую перевозку энергоресурсов, закупаемых азиатскими странами в любом другом добывающем регионе планеты.

«Экономика развивающихся государств требует внешней поддержки, которую готова оказать Россия. Скидки в $10-12 за баррель, которые позволяют азиатским покупателям откладывать лишние доллары на развитие своего промышленного хозяйства, в будущем могут принести двойную, а-то и тройную прибыль, — полагает эксперт. — Изначальная стоимость «черного золота» из нашей страны в сопроводительных документах, может быть ниже установленного G7 «потолка», но при продаже сырья в конечной точке — в азиатских или европейских портах — может оказаться выше требуемого порога».

Европейские потребители отлично понимают, что конкуренция с азиатскими производителями может обостриться именно из-за дешевых поставок углеводородов из России, поэтому пытаются перехватить инициативу в свои руки и ищут возможность для продолжения закупок российской нефти по «демпинговым» ценам, обходя собственные санкции. Международные трейдеры идут на риск, зарабатывая на таких операциях миллионы долларов на каждой партии. «Схемы поставок уже давно обкатаны», — рассказал «МК» представитель одной из мореходных компаний, пожелавший сохранить анонимность. Допустим, танкер с дедвейтом в 100 тыс баррелей выходит из Новороссийска. Конечным пунктом является один из портов в Китае или Индии. Экспортная стоимость каждой «бочки» не превышает установленный Западом потолок в $60. При этом, контейнерные объемы отправляющегося в рейс танкера заполнены лишь наполовину. Встречаясь в нейтральных водах с судами из третьих стран, например, из Ближнего Востока, на которые не распространяются западные санкции, российские углеводороды путем перегрузки «с борта на борт» смешиваются с арабскими энергоресурсами. По месту доставки, будь то, китайский Шанхай, индийская Калькутта, голландский Роттердам или бельгийский Антверпен, процесс оформления корабельных документов осуществляется на берегу или непосредственно в локальных торговых зонах, также иной раз считающихся нейтральной территорией. При этом цена нефть, после смешения, естественно, оказывается выше. Но формально ничего незаконного при согласовании таких контрактов не происходит: они визируются европейскими таможенными службами, а оплата за экспорт уходит контрагентам, тесно связанным с российскими поставщиками. Сделка совершается, но обход западных санкций при этом имеет место.

Как отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, о том, что Россия продолжает зарабатывать на экспортных поставках нефти, причем не только в страны третьего мира, но и в Европу, сообщает не российское правительство, а американские СМИ. Представители Минфина США заявляли, что санкции по ограничению цен на нефть из России достигли своей цели, сократила доходы Москвы. «Это правда — сырьевые доходы нашей национальной казны упали минимум вдвое, — соглашается аналитик. — Тем не менее, зарубежные потребители пока не в состоянии отказаться от российских энергоносителей, поэтому любыми способами содействуют поставкам из России, пусть иногда и пренебрегая собственными санкционными ограничениями».