Китай «обнулил» Украину. «Гарантий безопасности» Запада больше не существует

На модерации Отложенный

© AP

К концу августа в процессе под условным названием «мирное урегулирования конфликта на Украине» обозначились чёткие полюса. Известно, что так называемые гарантии безопасности Киеву готовы предоставить по крайней мере 23 страны, в эту группу государств активно пытались втянуть и Китай. Однако Пекин показал, что будет действовать как самостоятельно, так и с учёом той позиции, которую озвучивают Россия и страны глобального Юга. И для Незалежной, как и для Запада, на самом деле, это очень плохие новости. 

«Гарантии безопасности», как мы теперь понимаем, это слишком широкая формула, чтобы обозначать для Украины нечто конкретное. Несмотря на то что в Киеве по итогам июльского саммита НАТО в Вильнюсе эти гарантии признали очередной «перемогой», по факту оказывается, что это лишь фиксация неких намерений западных стран. Прежде всего, намерений не капитулировать перед лицом очевидно превосходящей на поле боя России.

Судите сами: на саммите НАТО Украине дали понять, что в обозримой перспективе её вступления в альянс не будет. Но чтобы подсластить пилюлю, был вброшен этот самый нарратив о гарантиях безопасности, которые, на самом деле, не предполагают ничего такого, чего уже не было раньше.

Под гарантиями безопасности для Украины подписались члены G7, а затем к ним присоединились Болгария, Северная Македония, Греция, Бельгия, Чехия, Дания, Финляндия, Исландия, Ирландия, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Румыния, Испания и Швеция.

Звучит масштабно. А на самом деле:

— никто из подписантов не намерен отправлять войска в помощь Киеву, но пообещали передавать вооружения, в том числе боевую авиацию и даже корабли;

— обещают продолжать обучение солдат ВСУ, передавать им данные разведки;

— обещают выделить помощь на восстановление страны после окончания конфликта.

Но одно дело декларировать свои намерения и совсем другое – взять и прямо завтра отправить Украине, например, истребители. И важно понимать, что несмотря на все пресловутые гарантии безопасности, этот процесс уже завис, а западная пресса справедливо ставит вопрос: а нужны ли вообще Киеву эти истребители?

Вот, например, что написала об этом New York Times:

«По большей части украинские пилоты, которые в настоящее время летают на своих истребителях советской эпохи МиГ и «Сухой», стараются не подходить слишком близко к своим целям и не оставаться в воздухе слишком долго, чтобы самим не стать мишенями. Представитель администрации Байдена заявил, что непонятно, сможет ли украинская авиация обеспечить поддержку сухопутным войскам, даже получив F-16″.

То есть уже можно зафиксировать первый момент: гарантии безопасности в большей степени являются декларацией, нежели готовым планом Запада по дальнейшей помощи Киеву.

Ну а те темпы, с которыми западная техника либо горит, либо становится русским трофеем, чтобы потом занять место на выставочных стендах в России, наверняка тоже наводят западные страны на определённые мысли. Например, хотят ли они пополнить русскую коллекцию истребителями F-16?

Второй момент состоит в том, что нет никакой единой декларации о гарантиях безопасности с чётко прописанными в ней параметрами обеспечения этих гарантий. Дело в том, что программа в рамках «гарантий» – очень большая. Она требует немалых денег, и государствам-гарантам необходимо ещё провести новую инициативу через свои парламенты.

Даже при одобрении нового плана парламентами Украина получит не один документ, а серию двусторонних соглашений. В каждом из них будут указаны уникальные параметры, которые зависят от объёмов, степени помощи и возможностей той или иной страны.

Пока что Украина ведёт переговоры по гарантиям безопасности лишь с США и Великобританией (с 3 и 11 августа соответственно). Выход на первые двусторонние соглашения и вовсе ожидается не раньше конца 2023 года. То есть никаких гарантий безопасности прямо сейчас на самом деле нет. А будут ли – тоже большой вопрос, так как всё может ограничиться лишь договорами с Вашингтоном и Лондоном. Да и тут всё непросто.

«Как следует из опроса, проведённого компанией Pew Research Center, в июне 44% республиканского электората считали, что американское правительство «слишком много» вкладывает в помощь Украине, хотя в марте 2022 года таковых было всего 9%,» – указал «Коммерсантъ» со ссылкой на данные этого исследования.

То есть и в США мышление меняется, причём какими-то невероятными темпами – скачок за менее чем полгода с 9% до 44% среди республиканцев, не считающих, что США должны и впредь оказывать Украине столь же внушительную помощь.

Гарантии безопасности для Украины постулируются как способ окончания конфликта. Причём западные страны заявляют о приверженности мирному политическому урегулированию. Остаётся большой загадкой, как одно вообще связано с другим? То есть как оружие может помочь в мирном политическом урегулировании?

Что же касается Африки, Саудовской Аравии и других стран глобального Юга, то Киев попытался втянуть их в свою орбиту на саммите в начале августа в Джидде.

Однако участники встречи по урегулированию даже не смогли принять совместную декларацию, а также отказались возложить ответственность за конфликт лишь на Россию. Это говорит о многом. Провал переговоров в Джидде признал и глава Офиса президента Украины Андрей Ермак.

И тут выходит Китай!

Ещё одним центром в вопросе пресловутого урегулирования теперь становится Китай. Тут важно обратить внимание на важный момент. Спецпредставитель Китая по делам Евразии Ли Хуэй в ходе европейского турне весной встретился с большинством гарантов безопасности Украине.

Всем он им сказал, что Пекин выступает за политическое решение и готов быть посредником, но не на условиях Запада. По его словам, Китай будет посредником в урегулировании на основе китайского плана, а не «формулы Зеленского», озвученной ранее лидером киевского режима.

Напомним, Зеленский заявил, что основа каких-либо переговоров с Москвой – это отвод русских войск за линию 1991 года. То есть и Крым должен перейти к Украине. А вот Пекин и страны глобального Юга считают, что конфликт может быть заморожен на тех точках, где он есть сейчас, и не требуют отвода русской армии. В этом кроется главное противоречие.

Но в Киеве не сдались и снова попытались втянуть Китай в свою орбиту – всего через неделю после саммита в Джидде глава Офиса президента Украины Андрей Ермак собрал послов 58 стран, чтобы снова пропиарить «формулу Зеленского». О позиции Китая красноречиво говорит реакция Поднебесной – китайский посол на эту встречу просто не пришёл. Так зачем же Киеву эти игры с Китаем? Об этом уже говорят на Украине. Например, издание «Страна.ua» (доступ к сайту в России заблокирован) написало:

«Но и сейчас украинские власти заинтересованы вести диалог с Китаем, признавая его статус как возможного посредника для мирного урегулирования и создавая впечатление о заинтересованности Киева в его миротворческих усилиях. Как минимум с тактической целью: для того, чтобы удержать КНР от поддержки России. Ведь в таком случае на роль посредника Китаю будет претендовать трудно».

Кстати, парадокс с тем, что Запад хочет мира на основании политического процесса, но одновременно с этим продолжает вооружать Киев, изящно расшили в Пекине. Китай давно заявляет, что мир невозможен, пока идут поставки оружия Украине. Эти поставки недопустимы. И это ещё один фактор, который отделяет Китай от оси «Украина – Запад», хотя власти КНР в итоге и не включили это положение в свой план урегулирования.

Кстати, об отношении Китая к Украине говорит и то, в какой форме проходило общение китайской делегации с киевскими властями в ходе турне спецпредставителя Ли Хуэя. Это была форма брифинга, которая предполагает сжатое информирование одной стороны о позиции другой без возможности задавать вопросы.

Вот так китайцы и общались – приехали, озвучили свою позицию и уехали.

Что с того?

Итак, вокруг украинского вопроса сформировались три полюса. Запад в лице стран НАТО, Китай и страны глобального Юга. Последние, в отличие от Китая, давали украинцам и Западу в Джидде видимость того, что их можно переубедить. Но на деле ничего не вышло.

Китай же не только имеет собственный план урегулирования, но и, занимая позицию с призывами за мир, тесно сотрудничает с Москвой. Поэтому в позиции Китая есть утверждения о недопустимости поставок оружия Киеву, а также нет требования к выводу русских войск.

Наконец, именно Китай своими заявлениями о недопустимости поставок оружия Киеву полностью дезавуирует саму суть процесса под названием «гарантии безопасности». Фактически обнуляет эту инициативу, называя её основу неприемлемой, и в этом с ним сходятся как Россия, так и глобальный Юг. То есть мы видим картину, когда из трёх полюсов два выступают против того, что делает Запад на Украине.

Ну а для России вопрос выглядит совсем иначе. Навязываемый ей мир видится как отказ от первоначальных целей СВО, а значит, все жертвы были напрасными. Нет решённых задач у России – значит, они есть у её противников.

Позицию Китая не следует рассматривать как противоположную русской, ведь Пекин меньше всех заинтересован в геополитическом поражении Москвы. А кроме прочего, на данном этапе Китай серьёзно ослабляет и без того декларативные позиции противников России.