С претензиями на дрон

На модерации Отложенный

Военный эксперт Сивков рассказал об атаках дронов ВСУ.  "Аргументы и Факты" № 32. Работа пушечного модуля зенитного ракетного комплекса «Панцирь-С»

                                  Фото из открытых источников

Работа пушечного модуля зенитного ракетного комплекса «Панцирь-С»


Продолжая свое контрнаступление, уже на третьем этапе, ВСУ на земле добиться каких-то значимых успехов не могут. Свои «победы» Киев обозначает террористическими налетами беспилотников на территорию России, и здесь, действительно, Украина получила некий эффект в достижении своих целей — ударные дроны долетают до Москвы. Разрушений мало, но сам факт настораживающий. Ситуацию для aif.ru разъяснил военный эксперт, доктор военных наук Константин Сивков.

Тактика запугивания

Константин Сивков: — Атаки украинских беспилотников по нашей территории — это комариные укусы, болезненные, но не столь опасные. Украина сейчас делает ставку именно на террористические акции, главная их задача — вызвать панику. С использованием воздушных дронов в том числе. Не что-то уничтожить из военных объектов, нанести серьезное поражение, а именно показать, что могут дотянуться своими беспилотниками до глубинных районов России. Это именно тактика запугивания, а не реального результата.

                          Фото из открытых источников


В большей степени, на самом деле, настораживают даже не беспилотники, которыми нас атакуют, а те диверсионные действия, которые ВСУ проводят на земле. Сейчас в ведомстве начальника главного управления разведки украинской армии Буданова сформированы диверсионные группы численностью до двух тысяч человек, которые планируется засылать на российскую территорию в приграничные районы. И здесь видится большая опасность, чем от налетов дронов.

Виктор Сокирко, aif.ru: — Тем не менее украинские беспилотники сейчас долетают даже до Москвы. Как такое возможно?

— Система ПВО, в особенности московских колец противовоздушной обороны, является одной из лучших в мире. Это бесспорный факт. При этом все эти «кольца» предназначены для видимых целей — которые попадают на экраны станций РЛС и самих зенитных ракетных комплексов. Тот же С-400 способен обнаружить воздушную цель на удалении 600 километров, по высоте до 30 километров. Время приведения расчета в боевую готовность составляет 10 секунд. Что-то летит? Будет уничтожено. Но не низколетящие цели, высота полета которых составляет менее 50 метров.

Украинские беспилотники идут именно на предельно малой высоте, используя при этом складки местности, и буквально стелются над землей. Часть из них терпит крушение, задевая макушки деревьев, которые подросли на пару метров после координации десятилетней давности. Обнаружить малоразмерные дроны можно уже при их приближении, буквально в последний момент.

— Есть какие-то возможности противодействия?

— Необходимо создать плотное поле радиолокационного обнаружения. Именно для обнаружения низколетящих воздушных целей на большом расстоянии. Это предполагает установку РЛС непосредственно вблизи границ Украины. Запуск загоризонтной цели из Подмосковья увидеть практически невозможно. Это достаточно непростая задача, поскольку потребуется выставить большое количество радиолокационных станций, чтобы создать плотную линию прикрытия. Плюс мобильные средства ПВО, типа ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1», которые способны обнаруживать низколетящие цели на дальности до 36 километров.

Опасность беспилотников

— Украинские беспилотники что из себя представляют? Насколько они опасны?

— Для первых атак беспилотников, которые долетели до аэродромов в Рязанской и Саратовской областях, были использованы Ту-141 «Стриж» еще советского производства. Украине досталось в «наследство» более ста таких беспилотников. Лежали бесхозным грузом на складах, но оказались востребованы. Их восстановили на Харьковском авиационном заводе, добавили западного оборудования, поставили навигацию. Это достаточно крупная цель, которую наши ПВО обнаружили и уничтожили. Возможно, что некоторое количество «Стрижей» еще готовится для применения, но это уже единицы.

Сейчас ВСУ используют дроны разных типов, в том числе собственного производства. При атаках дронов на Москву с большой долей вероятности использовались БПЛА «Бобер», так называют украинский Beaver, или UJ-22 Airborne, тоже украинского производства. Дальность их полета составляет до тысячи километров, и до Москвы они вполне могли долететь.

Подобные операции тщательно планируются, извлекаются из архивов старые карты с маршрутами движения воздушных судов, в том числе сельхозавиации, которая задействовалась на малых высотах. При этом сами украинские беспилотники, при заявленной дальности полета, способны нести небольшую боевую нагрузку — весом около 20 килограммов. Это не представляется какой-то серьезной угрозой в военном плане.

Защита с моря

— Украина все активнее применяет и морские беспилотники, которыми пытается атаковать российские корабли и гражданские суда. Как этому противостоять?

— Здесь есть такой нюанс по применению морских беспилотников. Это скоростные безэкипажные катера типа Magura V5, которые Украина выдает за собственную разработку. На самом деле это разработка и производство Великобритании и США, которые Киев собирает из поставляемых комплектующих. Но и не в этом суть. Судя по атакам этих морских беспилотников, корректируются они не с самой Украины. И здесь видится «направляющая рука» той же Британии, особенно при попытках атак на гражданские суда в районе Босфора.

                            Фото из открытых источников


Для российского боевого корабля такие атаки не представляют особой опасности, средства РЛС позволяют их вовремя засечь и уничтожить. Гражданские корабли такими возможностями не располагают, поэтому мера их сопровождения сейчас особенно актуальна. Вероятно, что придется прибегнуть к тактике морских конвоев, когда сухогрузы будут идти в сопровождении боевых кораблей, которые смогут их защитить.