Эволюция человека. Ардипитек

На модерации Отложенный

://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-kamennogo-veka/ardipitek

Окружающая среда

Средой обитания ардипитека была лесистая местность, достаточно закрытая для незваных гостей. Если надо было перемещаться по ветвям деревьев, при этом данное существо опиралось не только на ноги, но и ладони рук. А вот на земле ардипитек выпрямлялся и ходил на двух ногах.

По строению широкого, но вытянутого в высоту таза, можно не сомневаться насчёт прямохождения. О том, что это человекообразное существо прекрасно чувствовало себя на ветвях деревьев и проводило там большую часть своей жизни, говорит длина передних конечностей, достающих до колен. Подтверждением сказанного можно считать изогнутые фаланги пальцев на руках, как и хватательные функции большого пальца стопы, отставленного далеко в сторону.

Образ жизни

Малозаметные различия между мужскими и женскими особями (половой диморфизм), как и небольшие размеры клыков, можно считать доказательством отсутствия внутригрупповой агрессии и сведения к минимуму конкуренции между самцами. Существа разных полов были практически одинаковы по росту и весу, почти не отличался и размер верхних клыков. Не смотря на слабое представление относительно социальной структуры жизни человекообразных данного вида, можно быть уверенным, что как раз уменьшение возбудимости стало первым шагом к сосредоточенности и способности обучаться, кооперироваться, добиваться координации действий с другими членами группы. Именно так и можно было прийти к слаженности трудовой деятельности.

Внешность

Дошедшие до нас кости дают уверенность, что взрослая особь ардипитека по росту не могла быть выше 1.2 м, а вес ограничивался 50 кг. Объём мозга варьировался между 300 и 350 см3, в чём ардипитеки проигрывали даже в сравнении с шимпанзе. Примитивностью отличается и строение черепной коробки. Если бы нам пришлось встретиться с этими существами, то их физиономию можно было бы узнать по сильному выступанию челюстей вперёд. А судя по отсутствию в строении лица и системе зубов специализированных признаков, свойственных австралопитекам и обезьянам нашего времени, можно предположить о родстве, как с человеком и шимпанзе, так и отдать предпочтение версии в пользу ардипитека, как предка исключительно шимпанзе.

Рис. 1 – Ардипитек

Но даже при всём сходстве с племенем обезьян, это существо выделялось из их ряда способностью к прямохождению и некоторыми поведенческими признаками. Удостовериться в вероятности хождения на двух ногах, удаётся не только по строению таза, но и по особенностям поясничного отдела позвоночника. Если у горилл в этой части скелета только 3-4 позвонка, то у ардипитека – 6-7 (у человека – 5), что свидетельствует в пользу гибкости в пояснице. Именно этот факт даёт возможность выпрямления тела и ног при ходьбе. К примеру: гориллы и шимпанзе, если и принимают вертикальное положение, то их ноги остаются частично согнутыми. Но даже при возможности прямохождения, ардипитек вряд ли мог преодолевать большие расстояния на двух ногах, а тем более бегать. О прямохождении говорит и расположение большого затылочного отверстия, смещённого вперёд, подтверждающее крепление позвоночника не сзади, а снизу.

По строениям челюстей, стоп и кистей рук, ардипитек более походит на человека, чем обезьяну. К тому же, в сравнении с гориллой, шимпанзе можно считать более близким родственником этого существа, не имеющего привычки передвигаться на фалангах пальцев.

Появление человечества окружено разнообразием гипотез и предположений, вынуждающих учёных добывать подтверждения во время раскопок. Приблизительно так складывались обстоятельства и вокруг изучения останков ардипитека, которого принято считать переходным звеном от некого предка, общего для человека и обезьян, существовавшего около 7 млн. лет назад.

Питание

Меню ардипитека не могло обходиться без растительной пищи (зёрен, кореньев, побегов, листьев, трав, ягод и фруктов). Также в рацион входило мясо, рыба и насекомые. О разнообразии рациона говорит строение сравнительно небольших зубов с тонкой эмалью. Для их пропитания подходили, как мягкие спелые фрукты, так и твёрдые ветви, семена растений и волокнистые стебли.

Путь к открытию через добросовестность

Вряд ли в научном мире ещё было столько сомнений, как по поводу ардипитека, что и стало причиной промедлений в плане оповещения широкой общественности об этой уникальной находке. Но добросовестность учёных взяла верх: останки, обнаруженные в Арамисе (1992-1994), были описаны только после 15 лет неопределённости. Но первооткрывателям из разных стран пришлось немало потрудиться над сохранением костей и раздавленного черепа, доставшегося им в виде бесформенного комка.

Результаты изучения останков двуногой обезьяны – ардипитека, подробно описаны учёными после тщательного изучения. Но описанием морфологических особенностей ардипитека дело не закончилось, исследователи постарались и для поиска функциональной интерпретации строения костей. Для подтверждения своих теорий, учёные вдавались в такие подробности анатомии человекообразных и человека, о существовании которых ранее даже не подозревали.

На получение результатов поработали сравнительные анализы с другими ископаемыми приматами и австралопитеком. Кроме того, самым детальным образом изучены геологические особенности мест находок и останки флоры и фауны того времени, позволило достичь максимальной достоверности воссоздания среды обитания ардипитеков.

Чтобы сделать свои выводы, историки руководствовались результатами изучения большого числа останков (сначала – 21 особи, а к 2009 году – 36), среди которых особое место занимает скелет взрослой самки «Арди» (рис. 2), сохранившийся на 45%.

 

Рис. 2 – Скелет ардипитека «Арди»

Скорее всего, данное существо было растоптано травоядным животных крупных размеров, о чём говорит раздробленный череп. В настоящее время в руки исследователей попало несколько сот закаменелых фрагментов из скелета ардипитека в виде останков черепа, челюсти, зубов, кистей рук, ключиц, ног, таза и прочих окаменелостей. Без богатого палеоантропологического материала невозможно было бы поверить, что в одном существе может сочетаться столько противоречивых черт, как у ардипитека.