2.8.1933 года ‒ Торжественное открытие Беломорско-Балтийского канала
На модерации
Отложенный
Беломорско-Балтийский канал имени Сталина соединил Онежское озеро с Белым морем. Общая протяженность канала ‒ 227 километров с 19 шлюзами. Минимальные габариты фарватера: глубина в окончательном виде ‒ 4 метра, ширина ‒ 36 метров. На многих участках канала разрешено только одностороннее движение судов. Считался гордостью первой пятилетки. Строительство велось силами заключенных, и канал стал в СССР символом "трудового перевоспитания врагов народа" и образцом для будущих "великих строек" с применением принудительного труда.
Природный путь через речки и озера, по которому проходит канал, был известен издавна ‒ им пользовались уже в XVI—XVII веках. Там проходила дорога к Соловецкому монастырю. В географическом описании России "Книга Большому Чертежу" (1627) Беломорский путь указан с расстояниями между реками и озерами, входившими в состав пути.
Впервые идея строительства судоходного канала возникла у Петра I во время Северной войны, но за разработку проекта взялись только в XIX веке. Тогда по заказу правительства было разработано четыре проекта строительства: первый ‒ проект Ф.П. Деволана (1800), второй ‒ проект графа А.Х. Бенкендорфа (1835), третий ‒ флигель-адъютанта Лошкарева (1857). В 1900 г. профессор В.Е. Тимонов за собственный проект строительства канала был награжден золотой медалью Парижской всемирной выставки. Однако все варианты строительства не были осуществлены царским правительством из-за их высокой стоимости.
В 1930-х гг. к готовым планам строительства канала обратилось советское правительство. 3 июня 1930 г. было принято решение о начале работ. К строительству приступили в конце 1931 г. В рекордно короткие сроки были построены более 100 инженерных сооружений, проложено 2,5 тысячи км железнодорожных путей. Постройка совершалась без современной техники, практически вручную. В сооружениях канала применялись главным образом местные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф (из-за столь низкого качества строительства многие участки канала быстро пришли в негодность).
Строительство велось в основном заключенными, общая численность которых не превышала 126 тысяч человек, но это были не одни и те же люди, они постоянно менялись из-за большой смертности. Всего на строительство канала было отправлено более 250 тысяч человек. Подразделение ГУЛага на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь (Белбалтлаг). Заключенных, работавших на стройке, называли "каналоармейцами", употреблялись также слова "штаб", "рота" и т. п.
Норма питания заключенных (пайка) зависела от фактической выработки: чем меньше заключенный вырабатывал, тем меньшей была его пайка, а за ударный труд пайку увеличивали. В обычный паек заключенного-строителя входили 500 г хлеба и баланда из морских водорослей. Недоедание вело к истощению и заболеваниям особенно в холодное время года. Согласно официальным данным, во время строительства канала умерло в 1931 г. 1438 заключенных (2,24 % от числа работавших), в 1932 г. ‒ 2010 человек (2,03 %), в 1933 г. ‒ 8870 заключенных (10,56 %).
Кураторами стройки стали будущий нарком внутренних дел СССР Генрих Ягода и начальник ГУЛага Матвей Берман. Строительством канала с 1931 по 1933 гг. руководил Н.А. Френкель. Именно с ним связывают идею использования безплатной рабочей силы заключенных для работы на крупных народно-хозяйственных стройках. За руководство строительством были награждены орденом Ленина шесть крупных деятелей ОГПУ ‒ Г.Г. Ягода, М.Д. Берман, Л.И. Коган, Я.Д. Рапопорт, С.Г. Фирин и Н.А. Френкель, а также два амнистированных инженера ‒ С.Я. Жук и К.А. Вержбицкий.
Начальник работ Белморстроя Френкель, начальник ГУЛага Берман и другие руководители строительства
В книге "Архипелаг ГУЛАГ" А.И. Солженицын писал: «Так впору было бы им выложить на откосах канала шесть фамилий ‒ главных подручных у Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, шестерых наемных убийц, записав за каждым тысяч по тридцать жизней: Фирин ‒ Берман ‒ Френкель— Коган ‒ Раппопорт ‒ Жук». За упоминание этих фамилий писатель заслужил в специфических кругах западных литературоведов и советологов славу "антисемита".
Основное строительство канала завершилось 20 июня 1933 г., вырытый путь был назван "каналом имени Сталина" (до 1961 г.).
25 июня по каналу от начала до конца прошел пароход "Чекист". В июле этого же года Сталин, Ворошилов и Киров совершили там прогулку на катере.
Официальное открытие канала состоялось 2 августа 1933 г. (глубина его в то время составляла всего 3,65 м, и он был непригоден для большинтва транспортных судов). Тем не менее открытие канала сопровождалось мощной информационной кампанией, восхвалявшей «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов».
По инициативе М. Горького 17 августа 1933 г. канал посетила группа из советских 120 писателей и деятелей культуры (также среди них были такие известные писатели, как Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Вс. Иванов, Виктор Шкловский, Ильф и Петров, Бруно Ясенский, Валентин Катаев, Вера Инбер, С. Буданцев, Д. Мирский и другие). Они проплыли пароходом по каналу, посетили лагеря, общались с рабочими и т. д. Часть из них (36 человек) приняли затем участие в написании 600-страничной книги, посвященной созданию Беломорканала: памятная книга "Беломорско-Балтийский канал имени Сталина" (издана в конце 1934 г. к XVII съезду партии).
Горький на Беломорканале
Все писатели восхваляли быт заключенных, например, один из них писал:
«Я ошалел от увиденного достатка ударников-каналстроевцев. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире кусочки теши, семги, балыка. Большое количество тарелок были завалены кольцами колбасы, ветчины, сыра. Пламенела свежая редиска...»...
А.И. Солженицын в "Архипелаге ГУЛаг" описал такой широко известный среди зэков связанный с Горьким эпизод этого писательского посещения: «Поехали в Детколонию. Как культурно! – каждый на отдельном топчане, на матрасе. Все жмутся, все довольны. И вдруг 14-летний мальчишка сказал: "Слушай, Горький! Все, что ты видишь – это неправда. А хочешь правду знать? Рассказать?" Да, кивнул писатель. Да, он хочет знать правду. (Ах, мальчишка, зачем ты портишь только-только настроившееся благополучие литературного патриарха... Дворец в Москве, именье в Подмосковье...) И велено было выйти всем, – и детям, и даже сопровождающим гепеушникам – и мальчик полтора часа все рассказывал долговязому старику. Горький вышел из барака, заливаясь слезами. Ему подали коляску ехать обедать на дачу к начальнику лагеря. А ребята хлынули в барак: "О комариках сказал?" – "Сказал!" – "О жердочках сказал?" – "Сказал!" – "О вридлах сказал?" – "Сказал!" – "А как с лестницы спихивают?.. А про мешки?.. А ночевки в снегу?..". Все-все-все сказал правдолюбец мальчишка!!! Но даже имени его мы не знаем... 22 июня, уже после разговора с мальчиком, Горький оставил такую запись в "Книге отзывов", специально сшитой для этого случая: "Я не в состоянии выразить мои впечатления в нескольких словах. Не хочется да и стыдно было бы впасть в шаблонные похвалы изумительной энергии людей, которые, являясь зоркими и неутомимыми стражами революции, умеют, вместе с этим, быть замечательно смелыми творцами культуры". 23-го Горький отплыл. Едва отошел его пароход – мальчика расстреляли...».
А в памятной книге Горький написал: «...это отлично удавшийся опыт массового превращения бывших врагов пролетариата... в квалифицированных сотрудников рабочего класса и даже в энтузиастов государственно-необходимого труда... Принятая Государственным политуправлением исправительно-трудовая политика... еще раз блестяще оправдала себя»...
Иной образ этого канала оставил нам известный русский поэт Н.А. Клюев (расстрелянный в 1937 г. по обвинению в «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений»):
То Беломорский смерть-канал,
Его Акимушка копал,
С Ветлуги Пров да тетка Фекла.
Великороссия промокла
Под красным ливнем до костей
И слезы скрыла от людей,
От глаз чужих в глухие топи…
Братская могила многих тысяч зэков им. Сталина
Читайте также другие материалы из рубрики "Популярное за сутки"
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Борис Горячев, Отползай.....
Самое время копать вторую нитку Беломоро-Балтийского канала. Контингент вполне определился. Вот уйдет в отставку добрейший Владимир Владирович, и можно начинать.
Сергей Ольховский, Эти не справятся Даже под конвоем. Они только бла-бла разводить могут.
Сергей Ольховский,
Лучше, чтобы Добрейший с кайлом и лопатой, в стёганке, встал на эту трудовую вахту вместе с членами вЕдРа и сляпанной им Вертикалью....
Увы, Гена, этим придется заниматься тебе с подельниками. С учетом грязного языка, возможно даже назначат бригадиром.
Сергей Ольховский,
....мои подельники, это кто, такие же, как и я пенсионеры, которым сегодня далеко за 70, и что же это Они понаделали за 23 года ПУТИНИЗМУСА такого, чтобы их на лесоповал, на свежий морозный воздух в ушанках и ватниках, а-а-а, член вЕДРа помойного Ольховский? Это они, пенсионеры, ободранные путинизмом, развалили промышленность, здравоохранение, образование ....это они сделали Добрейшего Генералиссимуса - невыездным?
Геннадий Фёдоров, марш, марш левой!
Геннадий Фёдоров, Мне 72.
Геннадий Фёдоров, В совдепии вы стояли бы в очередях за хлебом и кефиром. На большее ваших пенсий не хватило бы.
Геннадий Фёдоров, ладно, если за 70, и сдашь подельников, то будешь кладовщиком.