Время качать права

Ситуация с "Булгарией" кажется настолько очевидной, что вроде бы и не нуждается в комментариях. Да, действительно, теплоход не должен столько эксплуатироваться без ремонта. Да, все верно - именно так у нас и делают – выжимая до последней капли деньги из того, что есть. И аналогия с "Хромой лошадью" совершенно очевидна. Но почти незамеченной прошла сегодня другая транспортная новость: про российских туристов, отказавшихся лететь из Турции на самолете, который им показался аварийным.

Сейчас уже всем известно, что состояние "Булгарии" давно шокировало туристов, а участники того рокового плавания даже попытались уговорить капитана прекратить рейс. Почему не уговорили?

Сегодня по другому поводу я уже написал, что вся наша социально-политическая система остается не отремонтированной примерно с тех же времен, когда была спущена на воду "Булгария". У нас, как ни странно это прозвучит, очень высока степень доверия к властям. Мы верим одновременно и в то, что власть ворует, и в то, что "государство" так или иначе позаботится о своих подданных (я намеренно не употребляю слово "граждане"), не даст пропасть. При этом в понятие "государства" помещается все – от собственно представителей власти до любых организаторов и распорядителей. Если тебе обещали, что корабль не утонет, значит так оно и есть.

Пелевин писал про выработавшуюся в 60-е годы у советского человека улыбку, которая как бы намекала на то, что все обойдется. Именно это отношение к жизни у нас и законсервировалось. А Гурченко в "Вокзале для двоих" объясняет Басилашвили, что не всякому человеку в форме следует отдавать свой паспорт.

Для того, чтобы поверить своим собственным глазам, а не этим социальным мифам о том, что все как-то там "обойдется", нужна очень большая смелость. Мы не готовы "качать права". Мы не готовы даже назвать нужное для этого качество смелостью. Разве что наглостью.

Одним словом, единственное, что сейчас по-настоящему нужно, это вывести для себя правило: если вам кажется, что корабль утонет – не садитесь. Если кажутся, что корабль утонет – не садитесь. Не надо заблуждаться. Никакие наказания, никакие окрики сверху, никакие статьи о прогнившей системе не заставят владельцев клубов и теплоходов перестать подсчитывать барыши и задуматься о нашей безопасности. Единственное, что мы можем сделать, чтобы предотвратить дальнейшее обрушение всего и вся - это научиться качать права по мелочам. Гражданин – это не тот, кто говорит об идеалах свободы, равенства и братства, а тот, кто готов защищать свое конкретное, мелкое право здесь и сейчас.