Черная касса: во что обойдется России ее новый африканский проект
На модерации
Отложенный
Не спрашивай, что Африка может сделать для тебя. Спроси себя, что ты можешь сделать для Африки. Да, чтобы сконструировать эту сентенцию пришлось несколько перелицевать известный афоризм Джона Кеннеди. Но получившийся результат как нельзя лучше отражает принципы советской «африканской» политики. И судя по ходу и первым итогам только что завершившегося в Санкт-Петербурге российско-африканского саммита, точно такой же обещает быть новая «африканская» политика России.
«В своё время Советский Союз оказал народам Африки поддержку в борьбе против колониализма, расизма и апартеида, в становлении государственности, укреплении и защите независимости, помог африканским странам заложить основы национальных экономик, — заявил Владимир Путин на торжественном приеме в честь участников саммита. — Строились значимые объекты инфраструктуры, энергетики, промышленности и сельского хозяйства, создавались больницы и школы, предоставлялось содействие в формировании и оснащении боеспособных вооружённых сил. Сотни тысяч африканцев окончили наши вузы… Россия будет продолжать и приумножать эти добрые традиции».
Заметим, однако, что однозначно добрыми эти традиции были лишь с точки зрения тех, кому мы помогали или, выражаясь циничным языком realpolitik, кого прикармливали. У простых советских граждан на помощь зарубежным братьям был несколько иной взгляд, сильно отличавшийся от официозного. И по мере увеличения объемов помощи — все менее добрый. Подтверждением может служить известная частушка. У нее было несколько вариантов, самый приличный такой:
Мяса нет, пропали куры,
Скоро мойву доедим.
Своих жен любить не будем —
Всех Вьетнаму отдадим.
Понятно, что у государства в таком деле совсем другие критерии — высшие, государственные интересы. Советский Союз находился в состоянии холодной войны с Западом, с Pax Americana, а в такой борьбе лишних союзников не бывает. Впрочем, с государственной точки зрения этот опыт тоже трудно назвать положительными.
Проку от новоприобретенных друзей в той мировой схватке было, мягко говоря, немного. Отдача вопиюще не соответствовала вложениям. Строго говоря, иного проку, кроме того, что выражается известным мемом: «иначе там стояли бы войска НАТО» — обнаружить невозможно. Но не всегда получалось даже с этим. Яркие примеры — Египет, Сомали, Гвинея, перебежавшие, несмотря на крупномасштабную советскую помощь, в лагерь геополитических противников. Точнее сказать — перекупленные.
А когда большая схватка закончилась, инвестиции в африканский проект вообще потеряли смысл. Их можно было списывать как чистый, безнадежный убыток. Что, собственно, и произошло: процесс списания африканских долгов, перешедших по наследству к постсоветской России, начался в середине 1990-х и продолжается по сей день.
По последним данным, озвученным самим президентом, общая сумма задолженности африканских стран, списанной РФ, составляет 23 миллиарда долларов. И это, надо заметить, только те долги, которые поддаются учету. Значительная часть советской помощи, предоставленной странам Черного континента, вообще не предполагала возмещения.
О прощении таких долгов рулевые нашего госкорабля, как правило, говорят с плохо скрываемой — а иногда и вообще не скрываемой — гордостью. Знай, мол, наших. Хотя это скорее повод для посыпания головы пеплом — признание некогда совершенного государством, его руководителями, грандиозного геополитического просчета.
Ведь эти прощенные миллиарды отнюдь не виртуальные, не нарисованные. Это вполне реальные деньги. Это непостроенные дома, школы, больницы, дороги, мосты. Это более низкие, чем могли бы быть, зарплаты и пенсии. Это, наконец, то самое мясо, о котором советские граждане часто пели в частушках, но редко видели в магазинах — а в магазинах российской глубинки не видели вообще.
Да, можно, пожалуй, согласиться с тем, что вернуть эти деньги в полном объеме действительно невозможно. Можно также понять стремление власти конвертировать безнадежные долги в политические дивиденды. Но очень смущает лихость, с которой списываются долги. И еще больше — обещания «продолжить и приумножить добрые традиции». Все это рождает небеспочвенное подозрение, что наши нынешние руководители готовы воспроизвести африканский проект их предшественников — и прочие подобные проекты — в масштабе 1:1. Предпринять, так сказать, новый поход по тем же граблям.
Советских вождей оправдывало то, что они в этом деле были первопроходцами: не знали, что корм окажется не в коня, что строительство социализма во вчерашних колониях пойдет куда труднее, чем это представлялось авторам бодрых передовиц в газете «Правда». Но их преемники-то в курсе всех коварств этого маршрута!
Вся надежда на то, что новые вожди окажутся все-таки похитрее старых и громкие фразы о верности традициям не вполне совпадут с реальностью, а фактические суммы и объемы подарков — с декларациями. А может даже — чем черт не шутит! — облеченные высоким народным доверием лица решается еще дальше оторваться от традиций и повторят ленинское: «Мы пойдем другим путем».
Правда, в этом тоже заключены известные риски: не все альтернативные пути одинаково безопасны, можно попасть из огня да в полымя. Скажем, путь, начерченный авторами доклада «Россия и Африка: аудит отношений», выпущенного перед саммитом Международным дискуссионным клубом «Валдай», спокойствия совсем не внушает.
«На протяжении последних пяти лет численность мигрантов из африканских стран в Российской Федерации остается почти неизменной, — сокрушаются «валдайцы». — В 2019 году количество африканских мигрантов, единовременно пребывающих в России, составило около 40 тысяч, с тех пор цифры остаются примерно теми же. Это говорит о том, что, несмотря на значительный миграционный потенциал, при общей численности населения Африки около 1,4 миллиарда человек, Россия пока не связана полноценной сетью миграции с африканскими странами…
Однако… с учетом взрывного роста населения в африканских странах (в 2035 году численность африканского населения может достигнуть 1,9 миллиарда человек, а в 2050 году – 2,5 миллиарда человек), усиливающейся конкуренции за ресурсы на этом континенте, нарастания рисков экономической и политической нестабильности потоки вынужденной миграции из Африки в Россию могут стать новой составляющей миграционной ситуации в России уже в среднесрочной перспективе. К этому стоит готовиться заранее… Политика интеграции и адаптации африканских мигрантов нуждается в модернизации».
Нет, с одной стороны все логично: если мы и впрямь хотим помочь африканцам, то проще и дешевле сделать это на месте, нежели возить вспомоществование за тридевять земель. Африканцев-то привозить не надо: сами приедут, приплывут, прилетят. В том, что с этим никаких проблем не будет, легко убедиться, взглянув на растущий поток нелегальных мигрантов из африканских стран в Европу. Поистине железный поток, ибо ребята эти крайне упорные и целеустремленные: гибнут, тонут, но не сворачивают с избранного пути.
Да, стремятся они пока не к нам. Но дело это поправимое. Модернизируй «политику интеграции и адаптации», доведи ее если не до европейских, то хотя бы до сопоставимых стандартов, короче говоря, заинтересуй материально, открой границы — и дело, считай, в шляпе. Повалят в Россию как миленькие.
Но когда видишь с какими проблемами сталкивается Европа в силу своего неизбывного гостеприимства, свое, стыдно признаться, куда-то улетучивается. Нет, уж лучше мы к вам.
Кирилл Иванов
Читайте также "Самое новое на Newsland"
Комментарии
"..что ты можешь сделать для Африки..."
Ну как что? Как обычно - собери и дай денег..,
Собери и дай денег на больных детей.
Собери и дай денег на палатки для СВО.
Собери и дай денег на лодки для СВО.
Собери и дай денег на дроны для СВО.
Собери, собери, собери и дай, дай, дай..
И куды бедному российскому крестьянину податься от этой бесконечной барщины и оброка?..
А сказали, что в России крепостное право давно отменили. Врут что ли?