Хорошо, что они остались в прошлом! Семейные традиции Руси, за которые теперь стыдно

На модерации Отложенный

Некоторые семейные традиции Руси сейчас могут показаться безумными и даже стыдными. Сложно представить, но раньше совершенно нормальной считалась связь свёкра с невесткой или снохой. Частым это явление становилось, когда молодых мужчин забирали в рекруты или когда они надолго уходили на заработки в город, оставляя супругу на попечение родителям. Это явление называлось допустимым «снохачеством».

Некоторые семейные традиции Руси сейчас могут показаться безумными и даже стыдными. Сложно представить, но раньше совершенно нормальной считалась связь свёкра с невесткой или снохой.

Хорошая жена – послушная жена

На Руси мужчина считался главой семьи, его воле повиновались все домочадцы и в особенности супруга. Церковные каноны, философские трактаты наперебой доказывали, что её подчинённое положение угодно Небесам. Ведь, как известно, Ева была сотворена из ребра Адама: «не муж создан для жены, но жена для мужа». И «как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём». До замужества жизнью девушки распоряжалась семья, после – супруг. Во всем она должна была спрашивать его согласия, даже чтобы выйти на улицу.

Большую часть жизни женщина проводила в доме, показывать себя народу запрещалось. Но если на то была воля мужа, то разрешалось. Каждый мужчина считал своим долгом прихвастнуть перед гостями своей красивой женой. Для этого он подавал специальный знак, и его супруга в лучшем наряде подносила к столу яства и напитки. Если женщине было велено встретить гостя на пороге, она должна была стоять, низко опустив голову. В глаза чужому мужчине смотреть запрещалось.

Никаких плотских утех

Язычество к плотским утехам относилось снисходительно и даже благосклонно, по крайней мере за них не обещалась кара небесная. А вот христианство объявило телесные чувства происками Сатаны. Целибат приобрёл сакральное значение. Церковь жёстко регламентировала половую жизнь прихожан: от времени до самого процесса. Любое отступление грозило покаянием, постом и отлучением.

Воздержание было обязательным по пятницам, субботам, воскресеньям и христианским праздникам. Во время постов также следовало воздержаться от исполнения супружеского долга. Если же наконец выпадал час близости, то перед ней следовало занавесить иконы и снять нательные кресты. В этот день не рекомендовалось посещать церковь.

Не секрет, что жители Руси с большой охотой нарушали запреты и не рассказывали о «блуде» на исповедях. Несмотря на суровые предписания, народ умудрялся формировать свои правила. Так, например, связь на стороне с незамужней девушкой не считалась страшным «блудом», мужей за неё не наказывали.

Зато отношения с чужой женой или женщиной, родившей внебрачных детей, осуждались. За это прелюбодеяние на мужчину налагали штраф в пользу церкви.

А вот женщину за подобные прегрешения наказывали жёстче. Её били плетьми или кнутом, заставляли поститься или даже ненадолго ссылали в монастырь замаливать грехи. После развратницу мог уже наказывать муж.

Чем бабу бьёшь больнее, тем щи вкуснее

Святой Амвросий писал: «Ева склонила Адама ко греху, но не Адам Еву. Справедливо, чтобы женщина имела господином того, кто был ею склонен ко греху». Такие представления делали мужчину полновластным владыкой, который перед богом был обязан держать жену в ежовых рукавицах, чтобы она ещё чего не натворила. Мужчина имел право карать и миловать супругу как ему вздумается. Она же в свою очередь обязана была молчать и терпеть.

Физическое наказание считалось не только не зазорным, но и полезным и нужным. «Домострой» предписывал наказывать женщину «с любовью». «Учить» жену нужно было так, чтобы «люди бы того не ведали и не слыхали». Можно было бить не только плёткой, но и всем, что попадётся под руку, главное, чтобы «вежливенько» и «без гнева», «больно, но разумно». За что муж бил жену? За бранные слова и невежливые обращения к нему, за любезность к чужим мужчинам, за недогляд за домом и хозяйством.

Старые челобитные родителей и судебные документы показывают, что многие этой традицией, мягко говоря, злоупотребляли. И, само собой, женщины не были в восторге от таких порядков. Нередко родители забирали искалеченных дочерей, которые не могли после «ученья мужа» даже работать. Частыми были и смертельные исходы, и не всегда преступника наказывали.

Женитьба и развод

На Руси худые девушки считались негодными к браку. Разве ж получится из тщедушной девицы выносливая трудолюбивая хозяйка и мать большого семейства? Считалось, что здоровой и хорошей женой будет дородная девушка с «широкой костью». Розовощекость будущей супружницы сулила плодородие и богатство семье. Девушек с заметными родинками на лице, царапинами и даже насморком сваты обходили за версту. Помолвку с внезапно заболевшей невестой легко могли расторгнуть.

В православии человек мог вступать в брак не больше трёх раз. Четвёртый считался прелюбодеянием, даже если его пытались заключить вдовствующие люди. Священника, венчавшего такую пару, лишали сана, а брак немедленно аннулировали.

Уважительной причиной для развода считались измена и бесплодие жены, а также долгое отсутствие мужа, если он пропадал неизвестно где. Если после адюльтера супруги не мирились, то один из них мог уйти в монастырь. После ухода мужа женщина могла снова выйти замуж, и тогда её бывший супруг мог стать священником.