В июле 1980 года олимпийский полк войск правопорядка вышел на стражу главных спортивных арен и московских улиц
На модерации
Отложенный
19 июля 1980 г. в Москве состоялось открытие XXII Олимпийских игр. На Московскую Олимпиаду съехались спортивные делегации множества стран, а также десятки тысяч зрителей из всех уголков земного шара. Мировой уровень спортивного празднества, в свою очередь, потребовал от принимающей Олимпиаду стороны и высочайшего уровня защиты людей и спортивных объектов от разного рода злоумышленников, а также поддержания общественного порядка на улицах Москвы во время соревнований.
В числе этих мер стало создание внутренними войсками МВД СССР так называемого Олимпийского полка - временного формирования, в которое, помимо прибывших в Москву частей, вошли, прежде всего, военнослужащие дислоцированной в Москве Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского.
Управление ежедневной служебной деятельностью Олимпийского полка было сосредоточено в руках командования 1-го Краснознамённого полка этой дивизии (командир - полковник Валентин Георгиевич Еремеев), а среди многочисленных объектов, безопасность которых обеспечивали воины-дзержинцы, находились и знаменитые Лужники – сердце Олимпиады. Половина 1-го батальона этого полка участвовала в церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр и во время футбольных матчей, в то время как другая несменяемо продолжала нести караульную службу по охране важнейших государственных объектов в столице.
Ещё накануне Олимпиады силами милиции Москва была жёстко вычищена от уголовников, выдворенных за пределы столичного города. Однако опасность грабежей и воровства, особенно у иностранцев, тем не менее, присутствовала. К тому же «хорошая» - по всем отзывам - Московская Олимпиада раздражала недружественные страны, особенно отказавшиеся от участия в ней. И недруги СССР до последнего не теряли надежду, что некий эксцесс, случись он со спортсменами или зарубежными гостями и попади он в фокус журналистских объективов, мог бы навсегда испортить репутацию замечательного спортивного празднества.
По воспоминаниям полковника в отставке Николая Иосифовича Малиновского, исполнявшего в ту пору обязанности заместителя командира 1-го Краснознамённого полка, «…Тем, кто находился в те дни на службе, приходилось быть и бдительными, и внимательными. Интересно, но некоторые из иностранцев, словно проверяя нашу бдительность, пытались подменить свои фотографии на бейджиках на другие, однако, насколько я знаю, все такие попытки были пресечены.
Среди эпизодов, связанных с Олимпиадой, памятен день, когда кинологи Олимпийского полка во время патрулирования в Олимпийской деревне обнаружили несколько малокалиберных патронов, спрятанных в брошенной у автобусной остановки сигаретной пачке. Натасканная на взрывчатку собака уверенно нашла даже такую малость…»
Организаторы Олимпиады хорошо помнили о трагедии, случившейся 5 сентября 1972 года, во время проведения ХХ Олимпийских игр в Мюнхене, когда в результате нападения террористической организации «Чёрный сентябрь» на израильскую спортивную делегацию погибли 11 человек – судей, тренеров и спортсменов, а также участвовавший в их освобождении полицейский.
Поэтому во все дни соревнований в Москве в боевой готовности находилась созданная в дивизии имени Ф.Э. Дзержинского по инициативе командующего внутренними войсками МВД СССР генерала армии И.К. Яковлева в преддверии Московской Олимпиады экспериментальная рота, подготовка в которой осуществлялась уже по программе подразделений специального назначения для борьбы с терроризмом.
И хотя во время Олимпиады не случилось ничего, что можно было назвать террористическим кризисом, как не потребовалось и боевое применение этих первых спецназовцев отечественных войск правопорядка, именно Московская Олимпиада подтвердила целесообразность их существования в войсках.
Решение о создании войскового спецназа оказалось прозорливым. В последующие годы в ходе проведения многих контртеррористических операций эта экспериментальная рота выросла в знаменитый на всю Россию Центр специального назначения «Витязь» войск национальной гвардии Российской Федерации.
Комментарии