Потери экономики регионов из-за болезней работающего населения составили около 3% ВРП

На модерации Отложенный

Ежегодные потери валового регионального продукта1 из-за болезней сотрудников предприятий составляют не менее 2,7%. Эти данные привел и.о. замминистра здравоохранения Свердловской области Игорь Петрунин, выступая в рамках деловой программы «Иннопром-2023».

В результате старения населения все большую долю во временной нетрудоспособности занимают хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ). Эксперты полагают, что бизнесу и государству необходимо внедрять более гибкую риск-ориентированную стратегию, основанную на концепции снижения вреда.

Согласно исследованию Минздрава Свердловской области совместно с Центром общественного здоровья, к наиболее триггерной зоне с точки зрения временной нетрудоспособности относятся сотрудники в возрасте от 30 до 44 лет, при этом в общей структуре заболеваемости трудящихся около 50% занимают болезни органов дыхания. Однако, как отметил Петрунин, чем старше становится работник, тем сильнее выражена тенденция замещения болезней органов дыхания на онкологические заболевания и болезни сердечно-сосудистой системы. Кроме того, по данным исследования, на 100 сотрудников предприятия в среднем приходится около 650 дней нетрудоспособности. «Это означает, что из 100 сотрудников один человек не будет работать как минимум три года», — пояснил он. Более того, как отметил генеральный директор Корпорации развития Среднего Урала (КРСУ) Андрей Мисюра, подготовка высококвалифицированного инженера на предприятиях оборонного комплекса занимает не менее 5 тыс. часов, поэтому потеря таких сотрудников из-за ХНИЗ стоит государству очень дорого.

Потери экономики от ХНИЗ со временем будут становиться все более значительными. Так, по существующим прогнозным моделям, уже к 2026 году более 50% трудоспособного населения России достигнет 40 лет и более, подчеркнула директор Екатеринбургского медицинского научного центра профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий Марина Сутункова. При этом, по словам врача-кардиолога и регионального представителя Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков Анны Исаевой, большая часть ХНИЗ предотвратима — они напрямую связаны с образом жизни пациентов: избыточной массой тела, курением, повышенным уровнем глюкозы в крови и т.д.

«Для россиян характерна очень низкая вовлеченность в заботу о своем здоровье, — рассказала она. — Более того, результаты опроса граждан, проведенного Общероссийским народным фронтом, показали, что только 0,4% россиян действительно ведут здоровый образ жизни. Это удручающие цифры».

Один из примеров наиболее агрессивных, но предотвратимых факторов риска для трудоспособного населения — курение.

Последний опрос ВЦИОМ показал, что за последние пять лет доля курящих в стране снизилась всего на 10% и на сегодняшний день составляет 33%. «Это треть трудоспособного взрослого населения РФ или 35 млн человек», — сообщила кардиолог.

Статистика показывает, что в отношении курения эффективность запретительных мер, действующих сегодня в стране, снижается, сообщила эксперт. «В моей практике едва ли не каждый третий курящий пациент, который уже пережил острую сердечно-сосудистую катастрофу, может отказаться от курения, поэтому мы должны искать альтернативные меры для людей с серьезной табачной зависимостью», — подчеркнула Исаева.

По ее словам, как врачебному сообществу, так и государству необходимо обратить внимание на альтернативную никотинсодержащую продукцию, например, на электронные системы нагревания табака, на которые могут перейти люди с низкой мотивацией к отказу от табакокурения. «Никотин способствует формированию стойкой зависимости, однако основной вред здоровью наносит не он, а продукты горения табака, концентрация которых в бездымной продукции снижена на 90—95%, — добавила она. — Поэтому исключить их вредное влияние на организм можно даже у злостных курильщиков».

Как отметила Исаева, отличным примером стал опыт Японии, который показывает, что в результате перехода курильщиков на электронные системы нагревания табака в 2014 году продажи традиционных сигарет упали, а частота госпитализаций в связи с хронической обструктивной болезнью легких и ишемической болезнью сердца снизилась. «В России тоже успешно внедряется концепция снижения вреда — в других сферах, — рассказала она. — Так, в 2019 году Роспотребнадзором была внедрена добровольная маркировка продуктов питания «Светофор», благодаря которой потребители могут выбирать более безопасные и полезные продукты, исходя из цветовых обозначений на упаковке. А в июле этого года в России был введен акциз на сладкие напитки, что позволит снизить их потребление и уменьшить факторы риска развития ожирения и сахарного диабета 2-го типа». Подобная практика должна шире использоваться в России, считает Исаева, в том числе и в сфере борьбы с табакокурением.

По ее мнению, государство должно работать не только на запретительные меры, но и предлагать альтернативные решения. Необходимо жесткое регулирование табачной продукции, чтобы минимизировать риск их привлекательности для несовершеннолетних, считает эксперт. При этом у взрослых курильщиков должен быть выбор, в том числе в пользу альтернативной продукции с пониженным риском.