Мысли о важном. Жизнь как абсолютное Бытие.

На модерации Отложенный

Хочу заранее предупредить тех, для которых все однозначно, для которых вся жизнь, все бытие как таковое – бесконечная суета, суть большая сцена, с вечно меняющимися актерами и, время от времени, декорациями, - прошу проигнорировать эту статью. Свою некомпетентность в каких-то общенаучных и философских вопросов такие люди, пытаются компенсировать своими естественнонаучными знаниями в области конкретных наук, полагая что таким образом это нивелирует саму значимость любых научно-философских дискуссий. Для таких любителей и апологетов науки, научное знание — это то знание, которое мы можем экспериментально подтвердить, а не абстрактные, основанные на математическом аппарате научные теории, не говоря уже о философских концепциях. Этим и отличаются циники от науки от романтиков в науке. Для ученого циника все предельно просто и понятно, все «научно доказано», и он не ощущает никакого «благоговения перед красотой и гармонией мира», как романтик от науки. Однако таким «фанатикам науки» невдомек, что их отношение к науке и познанию – это одна из многих метафизических парадигм мышления. В этом смысле, циники от науки мне напоминают господина Журдена из спектакля Мольера «Мещанин во дворянстве», для которого стало открытием, что он всю жизнь говорил прозой. Наше отношение к миру, жизни, бытию как таковому – все они метафизичны по своей сути. Можно не соглашаться с этим, отрицать, утверждать, что существует только научный и ненаучный взгляд на объективную действительность, и мировоззрение тут не при чем. В действительности, метафизика - это не о научности и ненаучности той или иной теории, а об интерпретации научных открытий, их значении и роли в понимании научной картины мира. Настоящий ученый всегда беспристрастен, и главным для него является постижение истины, а не удовлетворение каких-то своих личных амбиций. Но поскольку он человек, то и ничто человеческое ему не чуждо, в том числе понимание места и роли человека в мире. А это и есть метафизика, включающая помимо мировоззрения и научную картину мира. Что такое бытие и жизнь, как они соотносятся друг с другом? Тождественны ли эти два понятия или они абсолютно разные по своему содержанию и сущности? 

   Осознавая многообразие и разность метафизических подходов к данному вопросу, остановлюсь на своем понимании бытия и жизни как таковых. Сразу же отмечу, что мое метафизическое видение соотношения бытия и жизни прямо следует из заголовка данной статьи. Для меня жизнь – это больше, чем бытие, хоть и проявляющаяся как временное, материальное бытие, но имеющая свою вечную, бессмертную, сверхбытийную сущность.

нематериальную ценность и значимость. Материальное бытие – это хоть и временное, но важное условие оформления и объективизации жизни, своеобразное «документальное» подтверждение ее бессмертной статусности, своеобразной «путевки в вечность». Само по себе бытие еще не означает жизнь, бытие – не синоним жизни, а одно из возможных материальных проявлений жизни. Бытие содержит в себе, как и жизнь, так и ее отсутствие. Можно сказать, что Бытие включает в себя и бытие, как существование чего-то нечто, так небытие объектов, явлений ранее существовавших. Понятно, что с точки зрения материализма бытие – это и есть жизнь, существование чего-то, независимо от того живой или неживой это объект или явление. Согласно материализму не важно чья жизнь – человека, животного, атома или электрона. Они объективно существуют – значит живут. При этом Бытием как таковым, вечностью и бессмертием обладает материя как таковая, состоящая из атомов, электронов, кварков и т.д. Все остальные формы жизни, которые материя порождала, в том числе природу и человека, - это суть преходящее, имеющее относительную ценность. В силу того, что как форма жизни человек может потерян в эволюционном процессе и никогда больше невоспроизводим в будущем. Это пример классической материалистической метафизики. Представителем которой, с некоторыми поправками в мировоззрении, может быть и циник от науки, рассматривающий бытие, как «кладовую» существующих материальных объектов и явлений, чем и есть жизнь, своеобразную временную «камеру хранения жизней», в том числе и бывших. Вполне очевидно, что мы имеем дело с явным смешением разных понятий, отличающихся как по своему содержанию, так и сущности того, что они обозначают. Ведь, если жизнь – это и есть бытие, то как быть тогда с жизнью, которая прекратила свое бытие, и стала небытием. Не может же то, что было бытием превратиться в небытие. Следовательно, жизнь и бытие – это совершенно разные категории и понятия: бытие всего лишь форма существования жизни, как, впрочем, и небытие. И все, что явленно в материальном бытие – принадлежит непознаваемой вечности. Стало быть, не жизнь миг бытия, а бытие – миг жизни. Жизнь проходит три стадии бытия – из небытия в бытие, из бытия в небытие, и из небытия в Бытие. Что научно недоказуемо, поскольку это чисто метафизическое, умозрительное предположение, или, по-другому, область чистой веры.