Вслед за сценаристами. Забастовка голливудских актеров – что случилось и чего ожидать дальше?

На модерации Отложенный Дженнифер Лоуренс и Шарлиз Терон, подписавшие открытое письмо Гильдии. Фото: Legion-media.ru Анна Османова

В мае в Голливуде началась забастовка сценаристов – в результате премьеры многих проектов сдвинулись на несколько месяцев или даже лет. Возобновления переговоров Гильдии сценаристов и Ассоциации продюсеров в ближайшее время ожидать не стоит – киностудии не намерены идти на уступки сценаристам. 12 июля закончились сроки переговоров с Гильдией актеров. Договоренности достичь не удалось, поэтому вскоре бастовать примутся и актеры. Time Out уже рассказывал, какими могут быть последствия забастовки сценаристов, теперь – о том, к чему приведет бунт актеров против Альянса киностудий.

Что случилось?

Каждые три года Гильдия актеров США, представляющая интересы более 160 тысяч человек, заключает соглашение с Ассоциацией продюсеров кино и телевидения, в который входят все крупнейшие американские киностудии, стриминги и телеканалы: Paramount Pictures, Sony Pictures, Universal Pictures, Walt Disney Studios, Warner Bros., Netflix, Apple TV+, Amazon, ABC, Fox и другие.

Забастовка голливудских сценаристов. Что случилось и что будет дальше?

Опасно для жизни: 10 актеров, которые чуть не умерли на съемках

Традиционно на стыке соглашений – когда завершаются сроки одного и подписывается новое – у Гильдии актеров появляется список требований, которые профсоюз хотел бы учесть при подписании следующего договора. Чаще всего в процессе переговоров стороны приходят к общему знаменателю, но, кажется, не в этот раз.

В 2023 году требования Гильдии включают несколько пунктов:

  • Увеличить минимальные размеры оплаты труда, страховки и пенсии. Это стандартное требование перед каждым новым соглашением.
  • Повысить отчисления с выходящих на стримингах проектов, добавить бонусы за популярность. Гильдия требует от Ассоциации продюсеров пересмотреть существующую систему оплаты, так как телевизионные и стриминговые проекты стали намного короче, чем раньше (шесть-восемь серий в сезоне сериала вместо прежних 10-20), а паузы между ними длиннее. Учитывая возросшую стоимость жизни, реальные доходы актеров упали. Речь здесь не только про суперзвезд, но и тех, кто играет редко и не имеет крупных контрактов.
  • Сократить количество видеопроб. Во время пандемии студии переключились на удаленный формат видеопроб – актеры самостоятельно записывали себя на видео и отправляли создателям. Несмотря на окончание пандемии, некоторые студии продолжают использовать такой формат, фактически перекладывая издержки на актеров. Гильдия предлагает от этого отказаться.
  • Урегулировать использование искусственного интеллекта. В случае использования ИИ, нейросетей для воссоздания различных образов (например, появление умершей Кэрри Фишер в последних «Звездных войнах), студии должны спрашивать согласия у актера или его представителей и выплачивать справедливую компенсацию.

При этом ключевой загвоздкой на переговорах стали так называемые бонусы за популярность на стриминговых платформах. Гильдия предлагает сделать методику подсчета популярности контента прозрачной, опираясь на систему аналитической компании Parrot Analytics. Консультанты высчитывают популярность контента, основываясь на статистике поисковых запросов и вовлеченности в социальных сетях. А уже эти данные помогут студиям сформировать бонусную систему. Ассоциация продюсеров от этой методики отказывается.

Письмо актеров в поддержку Гильдии

Вслед за сценаристами актеры тоже решили идти до конца и не соглашаться на промежуточные успехи. К концу первого раунда переговоров, 28 июня, когда стало ясно, что Ассоциация продюсеров не готова принимать требования Гильдии, более тысячи известных актеров подписали открытое письмо.

Свой автограф на нем оставили Брендан Фрейзер, Мэрил Стрип, Хоакин Феникс, Марк Руффало, Педро Паскаль, Дженнифер Лоуренс, Рами Малек, Шарлиз Терон и другие. Вот что говорится в обращении:

«Сейчас не то время, чтобы сходиться посередине. Мы просим вас добиваться тех перемен, которые мы заслужили, и отстаивать ту защиту, в которой мы нуждаемся. Если вы не сможете добиться желаемого, мы просим вас воспользоваться той властью, которой вас наделили члены Гильдии, и присоединиться к забастовке сценаристов. Ради нашего профсоюза и его будущего. Это наш шанс, который, мы надеемся, вы не упустите. Солидарность требует честности, и мы должны донести до вас нашу решимость. Забастовка станет тяжким бременем для многих из нас, она никому не нужна. Но если дойдет до этого, мы готовы бастовать».

Несмотря на то, что письмо было подписано лишь крохотной частью Гильдии актеров, вариант с забастовкой рассматривается как единственный возможный. Незадолго до начала переговоров среди актеров провели опрос – абсолютное большинство, 97,9%, поддержало возможную забастовку в том случае, если требования не будут выполнены.


Какими могут быть последствия забастовки актеров?

Судя по всему, грядущие месяцы обещают быть самыми трудными в новейшей голливудской истории. После объединения забастовок сценаристов и актеров кино- и телеиндустрия фактически встанет – некому писать тексты, некому играть роли.

Актерские забастовки случались менее десяти раз, последняя была в 2000 году. А совместный протест и того раньше – в 1960 году, когда на экраны вышел «Психо» Альфреда Хичкока, Кирк Дуглас снялся в «Спартаке», а на Лазурном берегу зарождалась новая французская волна.

5 режиссеров и актеров, которые любят работать вместе 

Одинаковые, но любимые. 5 актеров одного амплуа, которые все равно нравятся зрителям

5 актеров и актрис, которых мы точно знаем, но никогда не можем вспомнить

Забастовка 2000 года превзошла по продолжительности забастовку Гильдии сценаристов 1988 года и стала самой длительной в истории на тот момент – с 1 мая по 30 октября 2000 года. Впрочем, предметом спора в тот раз были гонорары и бонусы за съемки вовсе не в кино, а в рекламе, поэтому в глобальном смысле на производство кино и сериалов она почти не повлияла. В итоге существовавшая система оплаты труда за съемки в рекламных роликах ушла в прошлое – Гильдия добилась своего и увеличила гонорары для артистов.

Однако в этот раз последствия забастовки обещают быть тяжелейшими для американского и мирового кинематографа. Ее должны будут поддержать все 160 тысяч актеров, иначе возникнут штрафные санкции и проблемы с дальнейшим трудоустройством. Члены Гильдии будут вынуждены:

  • Отказаться от съемок в любых фильмах, сериалах и шоу. Из-за этого встанут на паузу или вовсе закроются ближайшие кино- и телепроекты, не пострадавшие от забастовки сценаристов. То есть все фильмы и сериалы, которые уже запущены в производство, но еще не сняты, вроде новых сезонов «Дома Дракона», «Очень странных дел», второго «Гладиатора» и всех самых ожидаемых проектов ближайшего времени.
  • Отказаться от участия в PR-кампаниях фильмов и сериалов, премьеры которых запланированы на время забастовки. Уже снятым проектам тоже будет несладко – актеры не смогут принимать участие в промотурах и звездных премьерах крупных картин. От этого, в частности, могут пострадать «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, «Барби» Греты Гервиг (премьеры – 21 июля), «Черепашки-ниндзя» и многие другие ленты, прокат которых планируется на вторую половину 2023 года.

В то же время студиям придется отказаться от всех грядущих презентаций, а церемонии, в том числе и только что объявившая номинантов премия «Эмми», могут быть перенесены на более поздний срок.

Ассоциация продюсеров, впрочем, надеется переждать бурю и дождаться, когда члены Гильдий начнут терять деньги:

«Цель заключается в том, чтобы затянуть все это до тех пор, пока у членов профсоюза не начнут заканчиваться деньги на то, чтобы заплатить за квартиру», – заявил один из руководителей крупной голливудской студии.

Если с одной лишь забастовкой сценаристов таким способом справиться в теории можно, то уже с забастовками двух из трех ведущих Гильдий (режиссеры, к слову, заключили новое соглашение в июне) студиям придется непросто, ведь производство встанет окончательно – будут потеряны колоссальные доходы, и индустрия может вступить в самый глубокий кризис в своей истории.