Разделившийся народ

На модерации Отложенный

Виталий Даренский 


Виталий Юрьевич ДаренскийРусское возрождение происходит уже много десятилетий без всякой государственной поддержки, а наоборот, при сопротивлении как государства (пусть и не настолько жестоком, как в советский период), так и сознательных русофобских сил, поддерживаемых Западом. Это возрождение держится на внутренних нравственных силах народа, на духовной жажде и интеллектуальной свободе, которые у нас никогда не иссякали. Подавить это почти невозможно, но проблема состоит в другом. Проблема в том, что современная цивилизация создает ту же «антропологическую катастрофу», которая в самой дикой форме началась в советское время, но на самом деле, представляет собой глобальный процесс и продолжается и сейчас. Как писал в свое время И.Р. Шафаревич, СССР и Запад – это «две дороги к одному обрыву». Это два варианта так называемого «проекта Модерна», только на Западе он имел «вегетарианский», а в СССР людоедский характер. «Проект Модерна» – это проект превращения человека в «биосоциальный автомат» с исключительно земными потребностями. Все, что выше этого, считается лишь иллюзией, «надстройкой» над «базисом» их животного существования. Это проект той «смерти человека», которую в ХХ веке провозгласили философы.

И для людей такой цивилизации уже совсем непонятны те духовные ценности, которыми тысячу лет жил русский народ. Если у таких людей еще остается какое-то смутное чувство Родины, то они будут ностальгировать по СССР, а если нет уже и этого, то станут «либералами», исповедующими религию эгоцентрического гедонизма, для которых и Родина, и все прочие «высокие» понятия ненавистны, поскольку покушаются на их «свободу». По большому счету, это люди одного и того же типа, только находящиеся на разных стадиях духовной деградации. Что делать в этой ситуации?

Следует отказаться от привычного, традиционного, идущего из XIX века представления о народе как едином организме с общей душой, объединенной единым духом. Точнее сказать, такой народ продолжает существовать, но он составляет явное меньшинство населения страны. Если говорить конкретно о России, то в ней сейчас живет четыре народа, называющие себя «русскими» или «россиянами» и говорящие на русском языке. Речь идет совсем не об этнических различиях, а о мировоззренческих и духовных. Самый большой из них по численности – это «россияне» в том смысле, какой это слово получило в 1990-е годы, то есть нечто среднестатистическое, без особо выраженных идейных пристрастий. Они в меру патриоты (на акцию «Бессмертный полк» ходят), но в меру любят и Запад и ездят туда при первой возможности (как же, «цивилизованные страны»!); они не ностальгируют по СССР, но гордятся его «великими достижениями»; при этом им жалко убитого Царя с семьей, и иногда они ходят и в храм, если душа тоскует. В общем, всего понемножку и ничего определенного. Эту самую большую общность можно условно назвать «народом на пенсии», который еще есть, но уже ничего не может.

Второй народ, к счастью, намного меньше, но очень активен и сразу заметен. Его можно назвать «народом Смердяковых». Это западопоклонники, ненавидящие Россию как таковую. Их не менее 1/10 части всего населения России, и они сконцентрированы в основном в мегаполисах. Их называют «либералами», «пятой колонной», «белоленточниками» и пр., но здесь важно понимать, что это вообще не русские, это другой народ. Точнее сказать, это антинарод, хотя они и говорят на одном с нами языке (впрочем, их настоящим языком является английский, даже если они его и плохо знают).

Третий народ по численности примерно такой же: это «советские люди» в самом буквальном смысле слова. Выше он был охарактеризован подробно, здесь только добавлю, что его можно назвать «народом Шариковых». Хоть это может быть и обидно для них, но зато очень точно и по существу.

Наконец, четвертый народ, который когда-то еще недавно, всего века полтора назад, был единым и единственным – это и есть русские в строгом смысле слова. Это люди, которые понимают, что подлинная Россия – это та, что была до 1917 года. Это священное Православное Царство, хранитель Православия – мировой Удерживающий, противостоящий Антихристу. Пусть даже эти люди не всегда достаточно воцерковлены – и этому есть очевидное оправдание, – но они несут груз понимания, кто они и что такое Россия. Это тот народ, который был крещен святым князем Владимиром, который стоял на Куликовом поле и дал миру бесчисленный сонм святых угодников Божиих. Этот народ точнее всего будет назвать Царским народом или Белой Россией. Существование России имеет высший, вечный смысл только до тех пор, пока этот народ сохраняется хотя бы в самом малом числе.

В ХХ веке Царский народ – Белая Россия – был почти полностью уничтожен физически, и тот факт, что он не только выжил, но и возрождается, следует абсолютно строго назвать историческим чудом, действием Бога в Истории. Поэтому, во-вторых, следует понять, что и дальше этот народ будет существовать только благодаря чуду, а не благодаря каким-то «объективным предпосылкам». Таких предпосылок нет и уже никогда не будет – современная цивилизация штампует человекообразных жвачных животных, для которых абсолютно непонятно все то, что составляет священные смыслы русского человека. Но ежечасно мы видим явленное чудо: как люди приходят и приходят в Царский народ, ранее не зная о нем ничего, часто даже не имея и толковых наставников. И их уже целые миллионы! Это чудо преображения душ, которое может случиться с каждым, независимо от тех предрассудков воспитания и ложного «образования», которыми до этого жил человек. Это действие благодати Божией в человеческой душе, которое не объяснимо никакими внешними предпосылками – они могут лишь подтолкнуть человека к этому, но не могут заставить преобразиться душой и умом.

Мы имеем множество свидетельств такого преображения в нашей новой литературе. Например, о нем писал Н. Рубцов в своей «Осенней песне» (1962):

…Я в ту ночь позабыл
Все хорошие вести,
Все призывы и звоны
Из Кремлевских ворот.

Я в ту ночь полюбил
Все тюремные песни,
Все запретные мысли,
Весь гонимый народ…

Что именно пережил Н. Рубцов в ту неизвестную ночь, какие мысли пришли ему тогда – не так уж важно, у каждого преображение происходит по-своему, здесь важен результат.

Такое преображение – это то понимание России и своего народа, которое можно назвать «солженицынской парадигмой» в культуре. На этой парадигме сейчас и держится Россия – и не только в сфере «высокой» культуры, но и на уровне самом бытовом. Именно она сохраняет в людях остатки добра и способности к подвигу, которым мы уже так часто удивляемся, настолько непривычными они стали в наше время.

Сама русская культура стала теперь хранилищем народа. Сейчас имеет место своего рода инверсия: если раньше народ создавал культуру, то сейчас культура создает народ. Те смыслы, которые исчезли в реальной жизни, наша тоскующая душа находит в культуре былых эпох. Не сразу может человек понять Евангелие, поскольку с детства приучен к прямо противоположному пониманию жизни, но есть русская классическая литература, которая сначала взрастит в человеке душу, а эта выздоравливающая душа уже сможет понять Евангелие. Не сразу может современный человек – эта «приставка к гаджету» – понять, что означает слово «русский», но вдруг прочтет Достоевского или Ильина и начнет догадываться, а потом уже и сам откроет в себе это.

Но проблема состоит здесь в том, что само по себе изучение русской классической (дореволюционной) культуры еще не делает современных людей такими же, как их великие предки, даже если мы и полностью разделяем их мировоззрение, стараемся усвоить их стиль мысли, чувствования и письма. Духовное плебейство и варварство, оставшиеся нам от советского прошлого, не преодолевается так легко, как хотелось бы. И это не только на массовом уровне, но и среди тех, кто в наше время является интеллектуальной элитой.

Само по себе усвоение форм высокой культуры еще не приводит автоматически к усвоению ее «внутренней формы», то есть формы души, их создавшей. Внешние культурные формы могут хорошо усваиваться (то есть, по сути, имитироваться) при полном личностном несоответствии им. Поэтому внешняя «образованность» и эрудиция, умение «умно» писать и складно говорить часто очень легко сочетаются с внутренним душевным хамством и духовным варварством. И это страшное плебейство духа – самое тяжкое наследие советской эпохи. Современная номенклатура часто еще хуже советской. Те хоть пытались еще как-то соблюдать внешние приличия, а эти уже и не пытаются, а зачастую и вообще не знают, что это такое.

Но как бы там ни было, в настоящее время только Царский народ растет и возрождается, все остальные находятся в кризисе и упадке. «Либералы» не едут на свой любимый Запад, потому что они там никому не нужны и там им быстро закроют рот. «Шариковы» составляют замкнутую касту людей в основном с тяжелыми психологическими комплексами, и она не может расти до бесконечности. «Россияне» живучи и непотопляемы, подспудно храня в себе лучшие качества русского народа, не до конца уничтоженные пороками современной цивилизации. Из них обычно и приходят в Царский народ.

Виталий Даренский
профессор, доктор философских наук
(г. Луганск)

"Наше наследие"

+ + +

Ред. РИ. К этой хорошей статье нашего уважаемого автора-оптимиста позволим себе добавочное пессимистическое замечание как повод задуматься: куда мы идем и что же дальше?..

"Духовной жажды и интеллектуальной свободы, которые у нас никогда не иссякали" ‒ еще не достаточно и для созревания личности, и для возрождения народа. Потому что жажда и свобода могут сами по себе завести "не в ту степь", в том числе очень многих заводят в то же "западопоклонничество". Да и среди православных сколько процветает и разных историографий и историософий (включая "богословскую" апологетику Русского холокоста ‒ "православный сталинизм", заметно крепнущий), и всевозможных видов спасительного "монархизма", и всеядного "консенсуса" всех несовместимых идеологий (вплоть до примирения Христа и велиара), и утопических вер в атоматическое исполнение святых пророчеств о возрождении России без наших усилий, и ревнительских обличений самодельных "ересей" (с объявлением себя "единственно истинными"), и прославлений самодельных "святых" (с требованиями деканонизации целого сонма Новомучеников и Исповедников), и элементарной просвещенной трусости "страха ради иудейска"...

Подлинное образование, понимание смысла происходящего, смысла жизни и смысла истории ‒ а только на этой основе возможно настоящее восстановление Русского народа, способного повлиять на свою судьбу ‒ возможно только при его должном и авторитетном духовном водительстве. Без этого возвращение в Царский народ может быть только уделом одиночек, ищущих правду "методом тыка" в океане лжеистин, но, к сожалению, не способных объединиться в Народ как соборную личность.

Сейчас не только нет этого важнейшего условия для объединения, но хуже того: та институция, которая претендует быть духовной властью, на своих верхах выполняет прямо противоположную конформистскую функцию ослепления народа и перед сущностью нынешней государственной власти в нашей стране, и перед лицом глобальной "антропологической катастрофы", которая состоит не только в гейкультуре и т.п., но в уже близком царстве антихриста. Официальная Церковь симфонирует со "всякой властью" как богоугодной и надеется обрести экуменическую "нишу" в Новом мiровом порядке мошиаха. Даже официальная статистика свидетельствует об обвальном утрате авторитета РПЦ МП (благословившей Великую криминальную революцию и ее нынешние плоды: "Нет власти не от Бога"...) в сравнении с началом 1990-х годов, когда было столько надежд на возрождение! Низовое же духовенство в лучшем случае ограничивает свою миссию задачей личного спасения души пасомых, что, конечно, очень важно (при условии по крайней мере личного открытия им всей правды), но это не является духовным водительством Народа.

Можно ли сейчас говорить о том, что "Русское возрождение происходит уже много десятилетий без всякой государственной поддержки"? Оно происходит в отдельных людях вопреки явному государственному подавлению при вируальной имитации возрождения и подмене русского патриотизма его совпатриотической сакральной "скрепой"? У нас нет для этого статистики (кроме федерального списка запрещенных "экстремистских" материалов), но личный опыт последних десятилетий свидетельствует об обратном: о повсеместном удушении тех здоровых ростков православного патриотизма, которые самостоятельно пытались прорасти снизу...

Одна лишь надежда: на Божию милость ради молитв наших святых мучеников и библейских "десяти праведников"...