Инженеры и коммунизм, или почему погиб СССР

В царские времена был Инженер (с большой буквы), который сам замышлял и сам рассчитывал всякую конструкцию от начала до конца. Он нанимал себе в помощь несколько толковых, грамотных парней, которые на лету подхватывали его эскизы и превращали их в рабочие чертежи, каллиграфически выполненные тушью. Эти парни звались чертежниками, но в действительности были универсальными помощниками, сами неплохо разбирались в конструкциях и решали множество рутинных задач, не беспокоя своего маэстро.
После революции маститые Инженеры повывелись, а строить (и, следовательно, проектировать) нужно было не в пример больше прежнего. Сложилась ситуация нехватки квалифицированных кадров. В подобных случаях умение всегда подменялось числом, а результаты такого подхода благоразумно предпочитали не замечать.
Партия бросила клич, и в инженерную отрасль хлынули тысячи самых разных людей, признанных годными лишь на том основании, что они были грамотными или некогда сталкивались со строительством на практике (допустим, работали каменщиками). Многих загоняли в инженеры насильно, ссылаясь на партийную дисциплину. Вся эта орава, заняв места за чертежными досками, совершенно не представляла, что ей делать, а между тем индустриализация шла вовсю, и промедление приравнивалось к саботажу.
Для начала следовало разобраться с наследием гнилого царизма — Инженерами. В первую очередь, царские ученые и инженеры объявлялись чистыми теоретиками, не владеющими практикой, проработавшими всю жизнь в кабинете за столом, производя бесконечные ряды чисел и не способные справиться с конкретной машиной. На основании этого исследовательская работа объявлялась ненужной тратой времени и денег. Большевики также пытались оспаривать всякую компетентность «спецов» в оценке социалистического строительства, обвиняя их в аполитичности и безразличии ко всем общественным событиям. Царский ученый и инженер не понимают новый мир, поскольку не верят в него. А основой социалистического строительства являются не расчёты, а вера!
Советский специалист представлял собой противоположность старому «спецу». Внешне он не должен был отличаться от рабочего. Если ранее униформа выражала кастовость «спецов» и студентов, то советский специалист должен был выглядеть как рабочий: в рабочем костюме, с шапкой и в кирзовых сапогах. Он должен был стать не теоретиком, корпящим над книгами, а мужчиной, решающим проблемы на месте. Канцелярии с паровым отоплением были ему чуждыми — его место на продуваемой стройке, в грязи, под дождём и снегом.

Тезис о «политичности» науки и техники, культивировавшийся в среде советских «спецов», вступал в очевидное противоречие с реальностью. Фанатичного энтузиазма и боевого задора новой пролетарской интеллигенции было явно недостаточно, чтобы изменить законы природы и заставить колеса вертеться там, где они не могут вертеться по определению. Если основой работы старых специалистов являлись расчеты и чертежи на бумаге, то характерным признаком действий молодых советских инженеров стал способ проб и ошибок на месте.
Появлялись также занятнейшие исследования. Так к примеру, прочность бетона предлагалось определять по сколам от выстрела из браунинга. (метод инж. Скрымтаева) Стреляли с 10 метров, скол заполняли алебастром, а потом взвешивали отливку. Но долго так продолжаться не могло. К тому же уже советские инженеры начали набираться опыта. Следовало как-то разделить их на сорта...
Тогда стали разбираться между собой, кто чего и сколько знает. Элементарный здравый смысл подсказывал начальству так распределить роли, чтобы человек, знающий много, занимался лишь тем, чего никто другой в данной организации не умел. Задачи попроще выполнялись теми, кто знал поменьше, и так последовательно до самых безграмотных, которые рисовали на ватманах рамочки и обтачивали карандаши. А поскольку эти сами собой выявившиеся уровни компетентности следовало как-то закрепить административно, возникла целая иерархия инженерных должностей вкупе с типовыми обязанностями каждой из них.
Под конец сталинской эпохи эта иерархия выглядела следующим образом: чертежник - техник - старший техник - инженер - старший инженер - руководитель группы - главный конструктор - начальник отдела. В чертежники большей частью шла молодежь по окончании семилетки. Они выполняли самые простые задания, не требовавшие никакой квалификации. Техник, окончивший строительный техникум, приблизительно соответствовал чертежнику царского времени. Он отчасти понимал, что делает, и пользовался некоторой самостоятельностью. Ему поручались мелкие однотипные чертежи. Старший техник уже был начальником; он вразумлял подчиненных ему техников и чертежников и сам разрабатывал чертежи посложнее. Инженер предназначался для ведения рутинных расчетов. Старший инженер брал на себя важнейшие расчеты. Руководитель группы организовывал самостоятельное проектирование отдельной части здания. Главный конструктор ведал проектированием всего здания в целом. Начальник отдела, управлявший этим коллективом, играл чисто административную роль.
Таким образом, изначально чертежная и расчетная части проектирования были разделены. Первым должны были заниматься люди со средним специальным образованием, вторым - дипломированные инженеры. Чертежники и техники не несли за свои ошибки почти никакой ответственности; инженеры отвечали за них в уголовном порядке.
Эта система существовала в теории, однако на практике с самого начала возникли значительные отклонения. Поскольку зарплаты чертежников и техников были невероятно низкими, на эти должности мало кто шел, так что вся предназначенная им чертежная работа сваливалась на инженеров. Нередко техников зачисляли как исполняющих обязанности инженера, чтобы хоть таким образом немного поднять им оклад. С другой стороны, многие инженеры, несмотря на свои дипломы, совершенно не умели (или боялись) вести расчеты и принимать решения, охотно делегируя все это вверх по служебной лестнице. Но поскольку и там с квалификацией было негусто, расчетами нередко занимались не те, кому положено, а те, у кого получалось и кто сам хотел этим заниматься.
Тогда они оказывались как бы негласными руководителями групп, из-за чего между ними и настоящими, штатными руководителями то и дело возникали конфликты.
Принятие всех инженерных решений, даже мелких, осуществлялось руководителями групп и в особенности главными конструкторами. Но поскольку административно-управленческие функции также оставались при них, эти люди постоянно были существенно перегружены, тогда как их безалаберные и безответственные подчиненные нередко маялись бездельем, ибо им просто ничего нельзя было поручить. С другой стороны, начальник отдела со своим заместителем обыкновенно не допускали, чтобы груз нерешенных инженерных проблем нарушал их здоровое пищеварение. Поэтому главный конструктор являлся самой ключевой и наиболее перегруженной фигурой отдела: подчиненные дружно навязывали ему свои проблемы, а он свои собственные никому навязать не мог.
Мало-помалу в проектном деле сложилась вопиющая диспропорция между бесчисленными полуграмотными чертежниками внизу и одиночными квалифицированными специалистами наверху. Первые нагло игнорировали свои прямые инженерные обязанности, ограничиваясь тупым перечерчиванием чужих эскизов. Вторые, напротив, были до такой степени завалены принятием решений, управлением и ответственностью, что приходили в отчаяние. Одни бездельничали, болтали в курилках и каждые два часа пили чай; другие не имели свободной минуты и нередко засиживались на своих местах допоздна.
Чтобы как-то разрядить ситуацию и заодно создать еще одну промежуточную ступеньку для карьерного роста, в 1970-е годы Госстрой ввел дополнительную должность ведущего инженера, который теперь следовал по порядку за старшим. Однако это новшество не повлекло за собой никаких серьезных последствий.
Деградация инженеров
По мере того, как строительные вузы штамповали все новых и новых инженеров, чертежники и техники встречались в проектных организациях все реже и к 1970-м годам исчезли совсем. Однако новые советские инженеры по уровню своей квалификации и профессиональной пригодности большей частью не соответствовали должности инженера, оставаясь де-факто простыми техниками, если не чертежниками. Так сложилось потому, что советское государство безрассудно сделало инженерный труд невыгодным, от этого он автоматически стал в обществе непрестижным, и толковые люди не желали идти в инженеры, либо, получив институтский диплом, не имели никаких стимулов для профессионального роста.
Эта гибельная для страны несуразность родилась из того, что бездарные, малограмотные и порой откровенно криминальные советские правители инстинктивно недолюбливали знающих свое дело, компетентных специалистов и старались их ущемить в чём только можно. Ибо эти мастера оказывались прямой противоположностью и как бы живым укором тем, кто заправлял жизнью страны. И как всякое истинное зло до такой степени ненавидит добро, что страстно желает его уничтожить любой ценой, не задумываясь о последствиях для себя же, так и коммунистические правители едва терпели рядом с собой честных, квалифицированных и компетентных людей, хотя сами фактически сидели на их плечах и существовали за их счет.
Не перечесть сгинувших в сталинских лагерях буржуазных спецов, обеспечивших триумфальное выполнение первых коммунистических пятилеток. Им поручали заведомо неподъемные работы, а потом обвиняли в саботаже или вредительских умыслах. Им подчиняли коллективы неквалифицированных исполнителей, а когда те неминуемо заваливали дело, к ответу призывался специалист, потому что вчерашним пролетариям было простительно ошибаться. Но при Сталине инженеры все же имели большие оклады, хотя и слишком дорого купленные. После его смерти пропало и это последнее преимущество.
Закрепилась система уравнительного распределения, при которой все трудящиеся страны, кто бы чем и в какой должности ни занимался, получали вполне сопоставимые зарплаты, позволявшие им не жить впроголодь, но заведомо недостаточные для благоденствия. Так, начинающий инженер приходил на знаменитые 120 рублей в месяц и быстро вырастал до 150-160, главный конструктор имел всего 210-240 рублей, а убеленный сединами начальник отдела лишь в редких случаях достигал потолка в 300 рублей. Эти суммы по крупицам накапливалась долгими десятилетиями, причем профессиональные доблести играли здесь последнюю роль.
Если же простой инженер работал сдельно или халтурил на стороне, то имел те же деньги немедленно, притом без квалификации, ответственности и тяжких забот, обременяющих всякого руководителя. Еще легче доставались деньги на заводах, где рабочий, избавленный от ужасов высшего образования, в подпитии клепал шестеренки и мог даже выпускать их сдельно или на нескольких станках сразу. В придачу к зарплате он тащил домой все, что плохо лежало в цеху, и не имел никаких проблем со вступлением в партию, если бы, проспавшись, он вдруг пожелал сделать карьеру. Но инженеров в пролетарскую партию принимали со скрипом, что убивало их надежды на должностной рост.
В результате они все более рассматривали свое прямое дело как бесперспективное, обременительное и совершенно не нужное им лично. Отсюда вытекало тотальное нежелание в чем-либо разбираться и хоть чему-то учиться, разве только оно вбивалось в память само собою от многократного повторения. Хорошо или худо они работали, деньги им все равно платили одинаковые. Но тем, кто работал хорошо, начальство вечно навязывало сложные и ответственные работы, а тем, кто работал худо, приходилось поручать вещи легкие и приятные, потому что они прямо заявляли, что ничего больше не могут. И за это их не увольняли и не понижали в должности, ибо при советской власти никого нельзя было выгнать за некомпетентность, а лишь за дисциплинарные грехи вроде опозданий, прогулов или появления на рабочем месте в нетрезвом виде.
Но дрянные работники, зная об этой их единственной ахиллесовой пяте, пунктуально соблюдали все дисциплинарные требования и при малейшем покушении на свои права подавали в суд, крича об ущемлении прав трудящихся. Поэтому начальники старались их вовсе не трогать, и все, что они должны были делать, но не делали, бесцеремонно переваливалось на плечи немногих толковых работников без всякой материальной компенсации и даже морального одобрения. Эти работники терпели, кряхтели, матерно крыли свою профессию, потом срывались с места и исчезали в неизвестности, а их брошенная работа естественным путем переходила к оставшимся.
Комментарии
Особенно мне понравился перл: "Многих загоняли в инженеры насильно".
Пора бы уже и знать вам типа инженерам, что в СССРе были недостатки, зато сейчас недостатков намного больше! А самое главное, что в СССРе не было социализма и Советской власти, была обманка! А вот нам и потомкам надо сделать настоящий социализм и Советскую власть! Пора пришла! Иначе воры буржуи разворуют и продадут всю Россию мать нашу! Но всем надо знать чётко, что такое есть Социализм и Коммунизм, иначе всех опять обманут жулики типа Ленина-Бланка. А для этого изучайте философов Гегеля, Фейербаха, Энгельса, Плеханова! Но только в подлениках! А то всем опять навяжут Диктатуру пролетариата, как это было в 1917 году, а это намного хуже терроризма ИГИЛов.
Фома Эн, статья это детская наивность и глупость, а у вас какая-то мешанина правильного и ошибочного. Именно такого рода пользователи, занимающими порой высокие должности, помогают глобалистам вот уже девять лет выживать в казалось бы в безвыходном положении. Вы ещё Ильина посоветуйте Ленину изучить. Фома Эн , вы не забыли, что первое в мире государство в тотальном враждебном окружении начал Ленин, а не те, кого вождь пролетариата знал уж точно не хуже вас недоучки?
Фома Эн, Цифры в студию! Как все совокофилы вы абсолютно голословны. И невозможна, более того никому не нужна диктатура пролетариата Пролетариата давно нет. И плевать ему на лозунги Карла Маркса. Электорат Гитлера пролетарии как и личный состав его армии. Их нисколько не волновало то, что они маршируют по территории "первого в мире государства рабочих и крестьян". А вы трепачи не способные ни на что кроме бла-бла.
Комментарий удален модератором
Фома Эн, "в подлениках! ", и обязательно на языке оригинала, а то проклятые большевики мало ли каких идей могли в перевод насовать.
НИКОГДА умные не будут даром работать за дураков.
Советские инженеры: "Они делают вид, что платят, мы делаем вид, что работаем".
Смирнов,
На наших глазах рождается новая профессия - ускоритель прорывов Путина .. Поздравляю.
ярослав дорин, на ваших глазах родилась новая профессия. Президент-кидала.
Соглашусь только с выводом сучар и сучек, поставляемых ко двору поручика 0бнуленского профессором Преображенским:
"Если бы не Путин, не было бы сегодняшней России".
Была бы другая Россия сохранившая свой суверенитет и уважение в геополитическом плане.
А сегодня Россия территория под санкциями, без Гимна и Флага .. оптимизированная во все дыры страна с вымирающим населением.
Удивительный факт: о том, что "Путин вернул России престиж в мире", нигде в мире, кроме России, не слышали.
Без Флага и Гимна на соревнованиях. Такого Вселенского позора и морального унижения Россия еще не переживала.
Стыдно, господа, стыдно.
ярослав дорин, это не твоя мама?
ярослав дорин,
ярослав дорин,
ярослав дорин,
Ну что филОлух и его буфетный помоШник может умного рассказать о ИНЖЕНЕРЕ СССР?
Геннадий Фёдоров, Можно подумать ты, ...., что-то можешь рассказать. Тебя тогда еще не было.
Олег Модестов,
А где тебя было, враль?
Геннадий Фёдоров, Меня было еще при изувере Джугашвили, юноша.
Олег Модестов,
Не будем меряться письками, просто скажу тебе, что ,я, ленинградец,, мартовский, 1949 года рождения, понЯл, враль калошного режима?
Геннадий Фёдоров, Скобарь ты а не ленинградец. Махровый.
... ну и чушь! Кто придумал-то эту херь? Явно человек, бесконечно далекий от всякой инженерии.
1955 Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолет. В период с 1956 по 1958 гг. был единственным в мире эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.1965 Самый крупный в мире на момент создания самолет АН-22 (Антей): грузоподъемность 100 т. После его демонстрации в Ле Бурже специалисты признали лидерство СССР в авиастроении.1968 Первый в мире коммерческий полет сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.1982 Ан-124 («Руслан») - крупнейший по грузоподъемности (120 т) серийный самолет.1988 Ан-225 («Мрия») - самый крупный в мире самолет за всю историю авиации. Максимальный взлетный вес 640 т. грузоподъемность 250 т. Перевозил «Буран».1961
1961 Ми-8 - самый массовый вертолет в мире. Изготовлено около 17000 машин, заказы поступают и в настоящее время. (Для сравнения «Араспе» - около 1200. «Black Hak» - около 3000).1968 В-12 (Ми-12) самый тяжелый и грузоподъемный вертолет, созданный человеком. Взлетный вес - 105 тонн. По весу превосходил в 4 раза самые тяжелые американские вертолеты.
1957 Первый искусственный спутник Земли.1959 Первый полет на Луну, спускаемый аппарат на Луну, фотография обратной стороны Луны.1961 Первый полет человека в космос.1964 Полет первого многоместного космического корабля.1966 Первая мягкая посадка на Луну.1967 Первый плавный спуск в атмосфере другой планеты (Венера-4).1970 Первый Луноход.1971 Первая мягкая посадка спускаемого аппарата на Марс (Марс-3).1971 Первая одномодульная орбитальная станция («Салют»).1986 Первая многомодульная орбитальная станция «Мир»1987 Ракета «Энергия», стартовая масса 2400 т. полезная нагрузка 140 т.1985 Ракетный двигатель РД-170/171. тяга 740 т.
1957 Начался серийный выпуск автомобилей ГАЗ-21 «Волга». В 1958 году «Волга» получила Гран-при на выставке «Экспо '58» в Брюсселе.1961 Самый современный и мощный карьерный самосвал БелАЗ.Год начала производства - грузоподъемность в тоннах: 1961 - 27. 1968 - 80. 1977 - 120. 1983 -220. В 80-х 50% крупных карьерных самосвалов в мире были советскими.
1976 Один из крупнейших в мире шагающих экскаваторов ЭШ-100/100 (вылет стрелы 100 м. объем ковша 100 куб. м).1971 Трактор МТЗ-80 - самый массовый трактор в мире.Тракторы МТЗ-50, МТЗ-80, МТЗ-100 - семейство колесных тракторов «Беларусь», выпускавшихся Минским тракторным заводом (с 1950 г.) и Южным машиностроительным заводом.
1985 Самый мощный в мире электровоз ВЛ86Ф-001. мощность 11,4 МВт. Этот показатель превзойден лишь в 2014 г. в России (электровоз 4ЭС5Л. мощность - 13.1 МВт).
Первая в мире атомная подводная лодка со сварным корпусом из титана, способная погружаться на глубину до тысячи метров. Первый в мире корабль на подводных крыльях Автоматическая сварка металла неограниченных толщин, так называемая электрошлаковая сварка, которая в Советское время широко использовалась при изготовлении крупных корпусных деталей различного назначения весом до нескольких тысяч тонн. Освоение производства самых крупных в мире конвертеров для выплавки стали вместимостью свыше пятисот тонн. тПервая в мире установка для управляемого термоядерного синтеза типа ТОКАМАК. Тут долго перечислять
Виктор У, На работу ты на атомной подводной лодке ездил? За колбасой в Москву на спутнике Земли летал?