Несколько случаев из колхозной жизни.

Пока учился загоняли в колхозы бороться за урожай. А потом когда пошел работать,  то же сгоняли в колхоз.

Расскажу только несколько самых ярких эпизодов.

Первый раз нас отправили, как потом выяснилось, в передовой совхоз, который давал продукцию для парт аппарата обкома партии. Директор жил в пяти минутах ходьбы от нашего общежития в роскошном, по тем временам, двухэтажном коттедже. Приезжал к нам каждый день и интересовался нашими условиями труда и быта. Кормили очень хорошо. С поля можно было взять одно ведро на комнату с.х продукции. А потом происходил бартер. Так что здесь жаловать было не на что.

На следующий год такой лафы не было. Нас отправили в другой колхоз. Хутор Усьман Ростовской области. Прямую противоположность первому. Все было все по фигу. Кормили очень плохо. Одна наша сокурсница попала на кухню и увидела в каких антисанитарных условиях готовили еду. В предыдущем потоке с голодухи ребята поймали какого то гуся и зажарили его в лесополосе. Их потом отчислили. Но положение не изменилось. В магазине, как это и водилось в советское время, был плакат о движении в светлое будущее и скучающая продавщица на фоне баллонов с соками с проржавевшими крышками. Как то взяли такой баллон. А там сок пробродил и получилось вино. На следующий день продавщица только охраняла плакат. Торговать ей было не чем. Хлеб продавали только местным по талонам.

На заводе начиная с весны до осени каждую субботу и воскресенье был автобус для желающих  потрудиться в колхозе.

В период уборки  некоторые ездили добровольно. В остальное время в принудительном порядке.

Меня сослали на неделю. Поселок овощной Ростовской области. В цехе не было работы.

Колхоз выращивал овощи и название у него было такое же.

Поставили меня на ток. Это место куда свозились овощи, а там их перебивали. Этим занимались местные жители.  Каждый день приезжали какие то волги и их багажники забивались овощами. Парторг на копейке то же забивал себе багажник. Остальные колхозники набивали себе по мешку овощей. Мне позволялось взять не более маленького ведерка.

Я пришел с фотоаппаратом киев-вега. Он выглядел как спичечный коробок и фотографировал на 16 мм пленку. Это произвело впечатление и меня отправили экспедитором, сопровождать машины до консервного завода. Один завод был в пяти километрах от нашего колхоза. Но возили мы за сто двадцать километров. Водитель держал в кузове бочку двухсот литровую, якобы для солярки. Перед взвешиванием, которое должно быть перед погрузкой он наполнял ее водой. А потом уже по дороге на завод эту воду выливал. И у него получалось двести кг лишнего груза. Реализовывал как мог.

Как то загрузились поздно. Говорили начальству, что давайте лучше завтра. Не успеем довезти. Так и вышло. Приехали на завод на полчаса позже того как приемщик ушел домой. Заночевали на заводе, а утром поехали назад. Помидоры потекли и пришлось камаз с помидорами  выгружать в выгребную яму.