Воспоминания о советской торговле. Человек, который мог достать всё!

На модерации Отложенный



Водитель Вася мужичок лет 60. Толстый, лысый, задыхающийся.
-Годы уж, здоровье не то! жалуется Вася:- А раньше! Ох, раньше! Он делает плачущее лицо. Щеки трясутся как холодец.

«Раньше» его звали не пренебрежительно Вася, а величали Василием Ивановичем. В начале 80-х знакомство с ним было очень престижно и многообещающе и сулило массу «профитов».

Головокружительная карьера из инженеров – в грузчики!

Я его спрашиваю, в каких годах и как удалось припасть к источнику дефицита?
- Это было Андроповское время. Тогда же, как было – менты ездили, проверяли, кто прогуливает работу. С часу до двух, или с двух до трех обед, а если часов в двенадцать человек шёл в робе по улице, то его ловили и в милицию увозили. Строго было!
Спекулянты тоже боялись. Но тогда водка зато дешевая появилась! За 4 рубля 50 копеек!
- С чего все началось?
- Работал инженером. Получал 110 рублей зарплаты. В то время это как бы и деньги были. Мясо 2 рубля 50 копеек стоило. Курятина 1 рубль 60 копеек, но все равно я решил: «крутить мультики» надо идти зарабатывать.
Хорошо хоть знакомые подсобили. Помогли. Коньячок, конечно, занес не без этого.

Устроили на Хуторскую, на склад грузчиком! Там были базы – парфюмерная, бакалея, текстиль. Туда свозились все дефицитные товары и должны были распространяться по магазинам!

Так закалялась сталь

Вася оживился, он махал руками, пот тек по лицу, глаза оживленно блестели.
- Зарплата там была 250 рублей. Но это не главное. Первый год я сидел тупо на зарплате. Присматривался. Старые грузчики заходят, по стакану водки с утра и погнали работать. А я в сторонке молочко или кефир пью. Смотрел и запоминал. У этого хорошо бизнес пошел. А у этого плохо. Выводы делал. Заместитель директора поддонами продавала помаду цыганам. У нее хорошо шло, но больно стремно с ними связываться было. У нас бригадир Петя был так тоже с цыганами крутил, а потом попал. То ли он недодал что-то, то ли они ему, но они всем табором приезжали на базу. Милицию не вызывали. У директора базы решали проблему. Кричали очень. А я себе заметочку поставил. С цыганами дел не иметь.

Сперва было как в армии, старые на погрузчиках товар развозили, а мы, молодые, «пахали» — товар разгружали, загружали. И вот мало-помалу я втянулся и начал делать свой «гешефт».
Каждый месяц нам давали парфюмерные наборы. Т.е на всю бригаду грузчиков – французские духи и все остальное. Просто так их купить в магазине нельзя было!
Бригадир собирал с каждого по двести рублей и выдавал коробку с парфюмерией.
Я ее быстро распродавал среди друзей. И один раз отважился, подхожу к заведующей : Дай мне пару коробок помады! Без денег. Под реализацию! Простой советской! Польскую постеснялся просить. Она для «крутых» была.
Она, дородная баба такая, посмотрела презрительно- оценивающе, усмехнулась но все же сказала: Ну иди! Выбирай! Помада стоила 2 рубля 50 копеек. В упаковке 400 штук было. Я выбирал самый ходовой цвет. Малиново-перламутровый, он был у Московской помады. Я продавал ее по 4 рубля. Сперва «насыщались» свои, соседи, кумовья, потом родственники знакомых и друзья родственников.
Улетала она мгновенно. Я имел с одной упаковки 500 рублей, как академик зарплаты!
Ну конечно тем, кто продавал, я пару помадок сверху давал и заведующей я приносил пачку денег выручки и ей сверху.

Спекулянт – рационализатор

Потом через два года я пересел за погрузчик... Товар складировался так: поддон и на него два яруса. И склад забит постоянно. Я поразмыслил, все же инженер, и решил попробовать в три яруса складывать. Я отпахал неделю без обеда, после смены оставался и когда пришел главных бухгалтер он офигел!

Полсклада пустого! Значит ещё наполнять можно! Это же деньги! Сразу перевели меня на новый погрузчик.
И потом меня стали приглашать в разные склады «рационализировать площади». Заведующие складов руку жали.
Вот так потихоньку-потихоньку я и освоился.

Потом пошла «Белизна». В Одессе бум был на «вареные «джинсы». Тогда их как делали брали отечественные джинсы «Тверь» или «Ну погоди», их и «варили». Они становились похожи на западные «хипповые». Там технология была особенная. Дощечки в стиральную машину клали. Закладываете джинсы в стирку, только стирального порошка и отбеливателя добавляете в 3-5 раз больше обычного. Кроме хлорной воды можно использовать средство «Белизна» в жидком виде.
«Белизна» улетала «налево» машинами. И все хорошо было.

Что несёте? Еду? Пройдёмте куда следует!

Василий, щурясь как сытый кот от сладостных воспоминаний продолжает рассказывать: И все то у меня гладко было, пока… Пришел сосед моряк с рейса и привез кофе, сигареты половину себе, половину продать.
Я взял себе банку кофе в гранулах, блок Мальборо и еще в комбинате питания договорился насчет печенки говяжьей. Она у них по 2 рубля пятьдесят копеек была, а у меня по пять улетала.
У меня дома очередь стояла за этой печенкой. И вот несу я килограмм восемь печенки, кофе и «Мальборо». И тут навстречу сотрудники ОБХС. И меня под белы руки в Ильичевский РОВД. Сбежался весь райотдел. Печенка это что… Вот кофе. Ну и начали «окучивать» мы тебя посадим, у тебя конфискуют все. Я говорю к дню рождения купил и печёнку и кофе!
Потом стали приставать, и уговаривать, что бы я стал стукачом. Отказался я. Отпустили они меня. Но изъяли и печёнку, и сигареты, и кофе.
Вы можете себе представить, что несёте вы торбы из супермаркета, а навстречу люди в красных повязках. Что несёте? Еду? Пройдёмте, куда следует! А тогда было!

Крах Васи

Среди республик Советского Союза «первыми по коврам» были Азербайджан, Туркмения и Киргизия. Но одесситам, почему-то приглянулись ковры из Бреста. Нет, конечно, моряки привозили и японские и турецкие ковры, но погоды это не делало. Они тогда стоили 250-300 рублей.
Пришли ковры. Я их налево и оправил. Целую машину. По липовым накладным. То есть не в магазин, а людям. И вот они уехали, водила знакомый мой. А я пока эти часа два ждал, я поседел. Время то было суровое. Семь лет за это «светило». Спекуляция в особо крупных размерах.
Приезжает водитель «маякует» все, мол, в порядке. Я ему 200 рублей «отстегнул». В таких делах никогда нельзя экономить. Нельзя быть скупым. Надо, чтобы все были довольны. Тогда и не «спалит» никто и все будет в порядке.
Прихожу домой, кричу жене – иди сюда! И высыпаю на пол десять тысяч рублей. Видели вы бы ее лицо тогда!
За день - два «Жигуля».
Я помню! сладострастно шепчет Вася. Всем торговал. Всё доставал. Колготы, детские игрушки, техника, плитка. Я в горисполкоме в любой кабинет ногою дверь открывал, все друзья.
- Я тоже помню, говорю я. Тогда на поселке Котовского в детском отделе универсама «выбросили» фигурки ковбоев и индейцев. Слух об этом облетел весь город.
Даже до прилавка их донести не успели. Торговали через железную решетчатую дверь склада. Боялись, что поубивают друг друга и продавцов. Туда с поселка Таирова добирались. Конечно же, не успели.
Вася пожимает плечами: - Связи надо было иметь.

А потом «катастройка» грянула. Кооперативы открылись. Склады стали не нужны. И я не нужен. Когда хватился, а друзей-то и нет. Сто долларов одолжить срочно понадобилось, а все морды воротят!

Как я хочу назад, Вася аж затрясся: - в СССР! Меня там уважали! Все друзья были! А они вот чего натворили! Развалили страну!

(из интернета -ред.)
(фото - иллюстративное. -ред.)


Найдено здесь: https://vk.com/anti_soviet_coalition2_0?w=wall-131617902_422272