Где зависимость Германии от Китая наибольшая?

На модерации Отложенный


В последние годы много говорят о рисках тесных экономических связей Германии с Китаем. В связи с ростом геополитической напряженности эта дискуссия в последнее время активизировалась. И действительно, зависимость экономики Германии от Народной Республики в последние годы еще больше возросла.

С точки зрения общего объема торговли, то есть экспорта и импорта вместе взятых, Китай стал самым важным торговым партнером Германии с 2016 года. По данным Федерального статистического управления, взаимный товарообмен в прошлом году достиг почти 299 миллиардов евро. За десять лет этот показатель увеличился более чем в два раза. 

Что касается экспорта, то 9,8 процента от общего объема экспорта в последнее время приходится на Китай, что делает страну вторым по величине покупателем немецких товаров после США.

В то время как торговля с Китаем росла почти неуклонно даже во время пандемии коронавируса, поражает растущий дефицит торгового баланса, который недавно увеличился до рекордного уровня около 85 миллиардов евро. Учитывая пресловутое положительное сальдо торгового баланса немецкой экономики, этот дефицит в целом не является вредным. Тем не менее, это показывает, что Германия в последнее время больше, чем когда-либо, полагается на импорт из Народной Республики, и что зависимость от импорта даже больше, чем от экспорта.

Во многом благодаря спросу со стороны Китая, автомобили являются самым важным экспортным товаром Германии. В 2021 году на автомобили и автозапчасти приходилось более четверти экспорта в Народную Республику. За ним следуют электронные компоненты и другие машины.

Уязвимость немецкой автомобильной и машиностроительной промышленности очевидна. Если возникнут устойчивые сбои в торговле с Китаем, последствия для роста прибыли и занятости в этих ключевых секторах будут огромными. В то же время растущая внутренняя конкуренция уже вызывает все большее беспокойство у немецких производителей. Особенно в будущей области электромобильности немецкие производители отстали.

Но импортная сторона торгового баланса Германии, в частности, показывает, что Китай значительно выиграл от тенденции глобализации последних лет с его интернационализацией отношений с поставщиками. Стоимость компьютеров и другого оборудования для обработки данных, импортируемого только из Китая, превышает стоимость немецкого автомобильного экспорта.

Растущие проблемы безопасности, особенно с сетевыми технологиями, пока не видны в этих цифрах. По данным Федерального статистического управления, в первом квартале 2023 года около 86 процентов импортированных ноутбуков и планшетов и около 68 процентов смартфонов и телефонов поступило из Китая в стоимостном выражении товаров.

В то время как сбои в импорте китайских игрушек или мебели было бы сравнительно легко заменить, замена электроприборов и электронных компонентов, которые импортируются в значительных количествах, создает значительные проблемы для немецких компаний.

Важным фактором являются не только затраты, но и требуемые объемы.

Все более важной областью, которую Китай стратегически развивает в течение многих лет, является сырье и компоненты на основе сырья для основных будущих областей электронной мобильности и возобновляемых источников энергии. В случае редкоземельных элементов, которые необходимы для создания высокотехнологичных компонентов, например, в области возобновляемых источников энергии, зависимость от импорта в последнее время составляла 92 процента.

Эксперты одинаково критично относятся к ситуации с литием, который нужен, в частности, для аккумуляторов в электромобилях. В глобальной гонке за вожделенным легким металлом Китай явно впереди. Китайские компании инвестируют миллиарды в страны Латинской Америки или Африки для обеспечения депозитов. По оценкам экспертов, к 2025 году Китай может контролировать около трети мировых поставок лития. В конце марта президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предупредила, что ЕС закупает 97 процентов своего лития из Китая. Кроме того, около 39 процентов всех литий-ионных аккумуляторов, необходимых в Германии, поступили из Китая в первом квартале.

«Зависимость от Китая в отношении лития является серьезным риском для немецких компаний», — говорит экономический исследователь Тобиас Хайдланд из Кильского института. «Если возникнет серьезная напряженность, они могут потерять доступ к важнейшим промежуточным звеньям».

Но что можно сделать, чтобы снизить зависимость от ведущего мирового экспортера? Ясно, что «разъединение», которое в последнее время звучит все чаще, вряд ли реалистично и не отвечает интересам ни одной из вовлеченных сторон. Недавний разрыв ключевых торговых отношений с Россией уже дает представление о проблемах и издержках, связанных с аналогичными шагами в отношении Китая. Согласно исследованию, проведенному мюнхенским институтом ifo, «решоринг», то есть перемещение производства обратно в Германию, приведет к сокращению валового внутреннего продукта (ВВП) примерно на 9,7 процента. Китай, с другой стороны, потеряет всего 0,17 процента.

Более прагматичный подход, принятый политиками, а также частями экономики, заключается в снижении рисков. Вместо того, чтобы разъединять, необходимо «снижение рисков» для уменьшения зависимостей, сказал Зигфрид Руссвурм, президент Немецкой федерации немецкой промышленности (BDI). «Компании прилагают все усилия, чтобы стратегически диверсифицировать свои рынки сбыта и закупок и установить новые партнерские отношения».

Однако вопрос о том, действительно ли такие инициативы могут снизить риски в долгосрочной перспективе, остается спорным. Согласно исследованию, проведенному Институтом немецкой экономики (IW) в Кельне, китайский рынок сбыта и ожидаемая прибыль кажутся «слишком привлекательными», чтобы рассматривать возможность отказа от него.