Дети-рабочие в СССР во время войны
Для организации труда подростков еще до начала Великой Отечественной в СССР было создано Главное управление трудовых резервов. Оно занималось мобилизацией детей и распределением их по ремесленным и фабрично-заводским училищам. Чтобы обеспечить наполняемость, ввели плату за обучение школьников в старших классах. Тем, у кого денег на учебу не хватало, приходилось идти в "ремеслуху" и пополнять ряды рабочего класса.
В войну детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию. На пермском моторостроительном заводе N 19 им. Сталина, выпускавшем авиадвигатели, в то время трудилось около восьми тысяч подростков. Большинству было 14 - 16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет.
- Отца и старших братьев забрали на фронт. Мы с мамой остались в деревне Орлово Вологодской области. В 1943 году мне принесли повестку на трудовой фронт - в Пермь, - вспоминает Иван Шилов, мобилизованный на завод в 14 лет. - Мама плакала: "Куда тебя, такого маленького, забирают?" Но спорить не стала: уложила в сумку две пары белья, кружку, ложку, три пары лаптей да мешок сухарей - вот и вся амуниция. Снова я увидел маму лишь после войны, в 1946 году. Она сразу руками всплеснула: "Что же ты, сынок, с тех пор так и не вырос?"

1943 год. Пермь. 12-летний фрезеровщик.
Фото: ИТАР-ТАСС
Брезентовые ботинки
Детей в Пермь привозили эшелонами, в основном из Вологодской, Ивановской и Ленинградской областей. Трудиться им, несмотря на возраст, приходилось как взрослым. Тот же Иван Шилов однажды работал 29 часов подряд. За это его наградили сутками отдыха и "коммерческим" обедом, куда входили суп, пшенная каша, чай и двести граммов хлеба. Обычно на заводе кормили пустой баландой, потому таким поощрением паренек был очень доволен.
С одеждой положение было не лучше. Приехавшим издалека детям не к кому было обратиться за помощью. Изнашивали то, что привезли из дома.
- В 1943 году меня из Вологодской области привезли в Пермь, на авиазавод, - рассказывает Александра Беляева, в мирное время ставшая депутатом пермского горсовета. - Работала токарем. Часто даже не уходила домой из цеха - ночевала прямо на заводе: в кочегарках, в туалете на ящиках. Помню, ботинки у меня были брезентовые, на деревянной подошве. За хорошую работу получила нормальную обувь и материал на платье. Вот радости было...
Руководство завода понимало, что рабочих, особенно детей, надо поддерживать. Потому прямо на предприятии начали шить одежду, катать валенки. И то, и другое потом распределяли среди нуждающихся.
Передовики поневоле
- Работали мы по 12-16 часов в день. В цехах было очень холодно, потому ходили все время в телогрейках, - вспоминает Анна Титова.
Из-за тяжелых условий труда многие взрослые не выдерживали напряжения и сбегали. Еще до войны правительство СССР приняло решение о закреплении рабочих за предприятиями, и за "самоволку" беглецов наказывали. В 1941 году из тогдашних 12 тысяч рабочих пермского моторостроительного завода четыре тысячи были осуждены за дезертирство, прогулы и опоздания. Амнистию им объявили только в 1945 году. На производстве в военное время работали и заключенные. Их водили на завод под конвоем по центральной улице Перми. Но толку от таких "специалистов" было немного. Народ отчаянный, никого особо не боялся и работой себя не перетруждал.
От подростков польза тоже была невеликая, правда, по другой причине. Они не имели профессиональных навыков, могли выполнять только черновую работу. Многие были хилыми и слабыми - дети все-таки, да и война - не мать родная, не пожируешь. Некоторые заводские начальники таких малосильных работников гнали прочь: какой прок, если один только вал весит аж 160 килограммов и подростки, даже поднатужившись, все равно не могут его поднять? Но, кроме них, работать было некому.
Согласно закону дети, которым еще не исполнилось 16 лет, должны были трудиться не больше шести часов в сутки. На заводе даже выпустили приказ по этому поводу. Директор Анатолий Солдатов лично предупредил начальников цехов и напомнил, что нельзя привлекать подростков к сверхурочным и ночным работам. В приказе также говорилось, что малолетние работники имели право на один выходной в неделю и на ежегодный отпуск на 12 суток.
Однако приказ приказом, а авиадвигатели были нужны фронту как воздух. К тому же при эвакуации промышленных предприятий в 1941 году получилось так, что пермский завод долгое время оставался единственным в СССР, выпускавшим моторы для истребителей. Кроме того, здесь производили пистолеты-пулеметы Шпагина, минные взрыватели и запалы для реактивных снарядов минометов "Катюша". Ясно, что Ставка Верховного Главнокомандования требовала от пермяков как можно больше боеприпасов и авиадвигателей.
Вопросы соблюдения трудового законодательства при этом отходили на второй план.

(Для увеличения фотографии кликните по ней)
Сладкая награда
Зато юных передовиков директор завода приглашал к себе. Первый раз это произошло 14 ноября 1944 года. В кабинет строгого руководителя, робея, вошли 52 подростка. Мальчишки и девочки по такому случаю были умытые, причесанные, в почищенной одежде.
Анатолий Солдатов, генерал-майор инженерно-технической службы, усадил их за широкий полированный стол. Произнес речь, угостил чаем и вручил каждому из приглашенных по паре валенок, а в придачу по большой банке фруктовых консервов - варенья, проще говоря.
В декабре директор собрал у себя еще 95 подростков, перевыполнявших план на 120-150 процентов. Среди них были слесари, токари, контролеры, электрики... Всех также премировали банками варенья.
К сожалению, сейчас в живых уже не осталось никого из тех, кто получил сладкую премию. Но их воспоминания живут в письмах, хранящихся ныне в заводском музее. Вот одно из них - от бывшего рабочего Александра Аксенова:
"Я был во фронтовой бригаде, и в один из дней мне удалось выполнить норму на 570 процентов, - пишет он. - В заводской газете появилась публикация: "Отец-фронтовик может гордиться таким сыном, как Саша Аксенов". Я был очень рад и послал бате заметку на фронт, чем очень обрадовал не только его, но и командиров - от них даже получил очень теплое письмо. Спустя несколько дней после моего трудового успеха и заметки в газете мы с ребятами выходили из цеха, а навстречу группа людей - начальство, судя по виду. С ними - генерал Солдатов. Кто-то из пацанов громко позвал меня: "Аксенов! Иди на генерала смотреть!" Тот услышал и громко сказал: "А я как раз иду на Аксенова смотреть". Солдатов меня расцеловал, а после этого отдал команду накормить нас в столовой. Для таких вечно голодных пацанов, как мы, это было не лишним".
Дословно
Из указа президиума Верховного Совета СССР от 02.10.1940 г.:
"7. Предоставить право Совету народных комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 млн человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14-15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах, в возрасте 16-17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.
10. Установить, что все окончившие ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при СНК СССР с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях".
Из приказа N 433 от 02.12.1944 г. "О премировании вновь принятых на завод рабочих":
"Следуя примеру молодых рабочих, отмеченных в приказе по заводу за N 415 от 14.11. 1944 года, вновь принятые молодые рабочие показывают примеры стахановской работы. За систематическое перевыполнение сменно-суточных заданий на 120-150 процентов объявить благодарность с занесением в трудовую книжку и премировать подарками (по одной паре валенок и по одной банке консервированных фруктов)".
Справка "РГ"
За годы войны пермский ордена Ленина моторостроительный завод N 19 им. Сталина выпустил 32 000 авиамоторов. Они устанавливались на истребители Ла-5ФН и Ла-7. За отличную работу в 1943 году предприятие было награждено Знаменем Государственного Комитета Обороны, которое заводу оставили на вечное хранение.
Фотодокумент
Юрий Гейко, журналист, материал которого о труде детей в Перми в свое время вызвал немалый общественный резонанс:
"В 1983 году я работал в "Комсомольской правде" и летал в Пермь по заданию редакции. Еще были живы многие, сидящие за этим столом. Нина Котлячкова (Федоссева) рассказывала:
- Где бы мы тогда купили такое богатство? Содержимое банок съедалось в юнгородке, делили на всех. Каждому пришлось всего по нескольку ложек. Но даже с них мы были, как пьяные.
Все, с кем мне довелось встретиться, вспоминали, что варенье было очень сладкое. Но я выяснил, что это было не варенье, а американский компот - кислый и совсем без сахара. Но переубедить их, детей военного времени, маленьких рабочих Победы, было невозможно.
Да и нужно ли?
__________
Комментарии
Просто факт истории - не более.
В предвоенные и военные годы подростки без какого либо принуждения,а с радостью готовы были все свои силы отдать для защиты Родины.
Не надо оценивать те события с позиции, идеологии сегоднешних дней. "Кто готов погибать за сиськи Анны Семенович и яхту Абрамовича?!"
По Вашему умозаключению они должны быть сторонними наблюдателями и ни в коем случае не совершать патриотических подвигов в тот период, когда всем было ясно, что Гитлер не остановится и нападёт на СССР.
Лично я знал одну из таких,которой было тяжко,вспоминала о страданиях, но гордилась, что частица её труда внесена в общую Победу.
Они в состраданиях не нуждаются и вспоминать их нужно с чувством благодарности.
Собственно, в этой статье приведены "показания" тех, кто непосредственно работал в этих цехах. Вы статью-то полностью читали?
"По Вашему умозаключению они должны быть сторонними наблюдателями и ни в коем случае не совершать патриотических подвигов в тот период, когда всем было ясно, что Гитлер не остановится и нападёт на СССР."
Вы, видимо, забываете, что речь идет о детях. Если бы знал, где упадеш, то соломки постелил бы. Значит, по-вашему, мы ЗНАЛИ, когда нападет Гитлер?
"Лично я знал одну из таких,которой было тяжко,вспоминала о страданиях, но гордилась, что частица её труда внесена в общую Победу. Они в состраданиях не нуждаются и вспоминать их нужно с чувством благодарности."
Мы вспоминаем этих детей с чувством благодарности - это и в статье видно, если вы ее читали, конечно. Но, вероятно, вы мало себе представляете, чтО такое для ребенка тяжелый взрослый труд изо дня в день под грохот станков.
Несколько приукрашено, конечно. При всех заводах были ФЗУ, которые готовили рабочие кадры для завода. Вот учащиеся этих ФЗУ после обучения и работали на заводах - необученных просто не было смысла ставить, за станок с улицы никого не поставишь, тем более точить детали для оружия или авиадвигателя.
На место закончивших ФЗУ набирали новых, которые во время учебы одновременно работали подсобниками в цехах.
Насчет питания и снабжения - дети получали то же, что и взрослые рабочие - по рабочей карточке.
И ведь никто не думал бросать место работы, были случаи побега - на фронт!
Ради бога, ну ВАМ-ТО откуда это знать??
Почему решили, что только вы все знаете, остальные - нет?
И не кажется ли вам, что при претензии на непредвзятость - ваши публикации (а я внимательно их читаю) тенденциозны и содержат лишь одно замаскированное желание - показать, как "тогда" было плохо?
Секундочку. А "тогда" было ХОРОШО?? "Тогда" - это КОГДА? Здесь все публикации периода Второй Мировой вайны. Вы хотите сказать, что в это время кому-то было ХОРОШО?
" а вы то откуда знаете все, что публикуете?"
Обратите, пожалуйста, внимание, что это не моя статья. Другое дело, что у меня нет оснований не доверять всему, что в ней написано, тем более, что я неоднократно видел в документах и на фото, как и в какой мере были задействованы советские дети в цехах, в полях и на фабриках.
Между тем, вы безапелляционно заявляете, что "никто не думал бросать место работы, были случаи побега - на фронт!" Вот у меня и созрел таккой вопрос: ОТКУДА ВЫ МОЖЕТЕ ЗНАТЬ ТАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ??
Жду вашего ответа.
А они - не бедные. Они были героями, и очень гордились тем, что им ДОВЕРИЛИ работать на заводах, изготавливая оружие для победы над фашистами. И ИХ не надо жалеть, а надо гордится и восхищаться ими, отдавая дань их подвигу. Так же как и подвигу наших солдат на фронте, это соизмеримые вещи.
Ну, а если насчет того, откуда я это знаю, тут очень просто - от своего старшего брата Михаила, 1932 года рождения,который как раз и был одним из таких ФЗУшников, в 11-12 лет пришедших на завод.
От своей матери, которая во время войны стала трактористкой и пахала колхозные поля, работая в МТС. От отца, который был одновременно ранен и контужен на Волховском фронте, год провалялся в госпитале, и снова ушел на фронт. Вот такие у меня источники, и им я больше доверяю.
И вновь вы забываете, что речь идет о ДЕТЯХ. Ребенок - это существо, далекое от идеологий и проблем взрослых, оно живет в своем мире и в нем же счастливо. Но когда у него отнимают этот мир под предлогом значимости этого поступка, то тут ребенок, возможно, испытает некоторый душевный подъем, но этот подъем не продлится больше месяца, увы, ибо тяжелый физический труд - это рутина, скука и переутомление, но никак не счастье. Таким образом главной радостью в жизни становится банка американского кампота. Вы, ребята, работали, не покладая рук, все свое детство, но нам вас не жалко, ибо вы ГЕРОИ, а героев жалеть не принято!
От своей матери, которая во время войны стала трактористкой и пахала колхозные поля, работая в МТС. От отца, который был одновременно ранен и контужен на Волховском фронте, год провалялся в госпитале, и снова ушел на фронт. Вот такие у меня источники, и им я больше доверяю."
Человек, воспитанный в Советском Союзе, может ли признать, что взрослый труд для одинадцатилетнего ребенка - это надругательство над детством, человечностью, свободой личности, даже если он сам через все это прошел?
Вопрос риторический.
А вот что бы вы говорили, во время войны, мне интересно? Не надо работать, ребята , вы маленькие, вам надо еще в игрушки играть ? Да эти одиннадцати - двенадцатилетние вам бы просто морду. извините, набили за оскорбление. Уж я то своего братана и его друзей хорошо знаю.
Это сейчас можете жалеть и лелеять современную сопливую молодежь. Вы не поймете никогда то время - еще я, хотя намного моложе.,оскорбился, когда в военкомате меня хотели на год освободить от армии, а уж для предвоенного поколения это вобще было смертельное оскорбление.
Не считали они себя маленькими детьми, и не в пример современным соплякам ни за что не позволили бы каким то кавказцам или дедам в армии изгаляться над собой.
Современное поколение - слабое , изнеженное. К ним может и необходим такой подход, который вы имеете в виду. Но только не к предвоенному и нашему поколению.
Быть гомиком считалось до неприличия стыдным.
Они могли пойти без разрешения мамы на речку, в лес, пропадать там допоздна. и никому не приходило в голову поднимать полк МЧС на их поиск. У них не было сотовых телефонов. с помощью которых мама контролировала их местонахождение каждые 15 минут. И жизнь они видели не с экрана телевизора, не из компьютерной игры - а наяву. И если надо было подраться. они дрались "до первой крови", у них было " лежачего не бить" . Дрались по настоящему, а не в разных Варкрафтах и СтарВарах. Это были другие люди и другие дети.
Вам этого не понять, вас только интересует "режим" и его " подлость".
Так что зря вы затеяли эту вашу эпопею с "обличением" режима путем публикации этих материалов. Нормальные люди над ними смеютс...
Значит, Иван Шилов, Александра Беляева и Саша Аксенов, воспоминания которых в этой статье приведены - не нормальные люди и просто очерняют Советскую Власть?
В этой статье нет никакого обличения режима. Здесь просто говорится о детях, которые провели свое детство у станков - вот и все. Я понимаю, что при Советском Союзе не принято было об этом лишний раз распространяться, но уж те дети, которые по вашим словам были СВОБОДНЫ и потому несли тяжелую взрослую вахту, забвению точно преданы не будут. Тут уж будьте покойны.
К слову, в рабочий паек, который обязательно получали дети, работавшие на заводах, входили сахар и жиры, так что писать, что дети сладкого не пробовали - некорректно. По рассказам матери и брата, обычно выдавали или рафинадом колотым, иногда американский шоколад вместо сахара.
А вот именами бросаться не надо. И повестка на трудовой фронт ребенку, если он учился в школе не направлялась, только окончившим школу и не достигшим призывного возраста. Выходит, Иван Шилов закончил 7 классов, дальше не учился и его просто направили в ФЗУ - получать специальность
и работать на заводе. Или он должен был болтаться без дела? Так этого и в мирное время допускать нельзя.
А про детей, работавших на заводах во время войны, в Советском союзе не то что не принято было распространяться - про них фильмы были сняты.
Только без всякого сюсюканья.
Комментарий удален модератором
Гитлерюгент - другое.