Кино и немцы

Недавно по совету молчаливой в блоге американской френдессы посмотрел «Дорис и Бернард» (Bernard and Doris). Хороший. А сегодняшней ночью просматривал папку своего торрента и обнаружил скачанную «Их собственную лигу» (A League of Their Own) с Мадонной и Томом Хенксом – забыл, кто посоветовал. Вроде комедии о девушках, во время войны заменивших парней на бейсбольном поле. Тоже неплохая, и посмеяться и поплакать. Но я не совсем о кино. Уже давно июль, а я все дальше о войне.

Я понимаю, что это комедия, хотя какая разница? Показывают военное лихолетье в Америке, только какое там к черту лихолетье? Да Бог с ними, с комедиями, берем американскую «киноэпопею Освобождение», то есть «Спасение рядового Райяна» – по большому счету то же самое. Или множество западных фильмов о Сопротивлении или о войне – не могу избавиться от ощущения, что на Западе не понимают и не поймут никогда, КАК была выиграна та война. Не упрек – констатация. Тем более не упрек в адрес наших далеких френдов – они бывшие наши, они как раз в большинстве прекрасно это знают. У старших из них воевали не бабушки с дедушками, а отцы и матери. Кажись, вспоминал уже – мне по Скайпу недавно друг молодости из Америки рассказывал, как его отца из партии исключали за выезд сына на ПМЖ в капстрану и интересовались – где-это он, еврей, подцепил себе такую русскую фамилию? А обвешанный орденами еврей отвечал – когда меня в 42-м под Сталинградом принимали в партию, никто не спрашивал про фамилию.

И сидит это в наших затылках надежно – память отцов и мам о той войне. Без толстых ломтей бекона на белых булках (из Райяна запомнилось), без окруженных всенародным почетом слегка прихрамывающих ветеранах, которых верно ждут красавицы-жены (бейсболистки) или мелодий Шопена и Моцарта из французского фильма о любви юной француженки к немецкому офицеру на фоне беззаветно отважного Сопротивления.

Эта война породила понятие «советского народа», над которым так любят издеваться те, кто не понимает. Стала источником огромного, богатейшего пласта культуры. Кто на Западе прохрипит «И било солнце в три луча, сквозь дыры крыш просеяно…»? Да у них и крыш-то дырявых не было! И не мечтали их ребятишки под танки бросаться – зачем? Если есть авиация и противотанковая артиллерия. И голод у них изображается последним куском ветчины в холодильнике.

Не так уж погано жили те же французы при том же Петене, какие нафиг танки?

Поэтому представители меньшинства западных френдов поучительно мне пишут в комментариях – поймите, Манкурт, весь мир отмечает 8 мая окончание войны, но зачем эта пышность, показуха, у нас все это происходит намного скромнее, вроде как годовщина войны 1812 года.

Да понятно, хлопцы, что у вас скромнее. А что вам праздновать? Одни торопились в 1944 не опоздать к шапочному разбору, другие вообще терпеливо ждали, когда их освободят. Первые вполне успели, вторые благоразумно дождались – и правда, нечего чепчики в воздух бросать, точно как в 1812-м…

Вот и галичане тоже не понимают – а чего праздновать-то? Ну, были австрияки, за ними поляки, потом пришли русские, за ними немцы, опять русские – шея вспотеет торты печь по каждому поводу.

Хотя дело, конечно, не в праздниках. Дело в том, что это наша история, наша культура, наша жизнь. Не хочу банальных «с которыми мы связаны тысячами нитей, шнурочков и веревочек». Нет, это и есть сами мы. Те, кто не отказался от самого себя.

Ах, да, о фильмах. Фильмы хорошие, советую. В первую очередь «Дорис и Бернард» с Сьюзен Сарандон и Рейфом Файнсом, да и про бейсболисток с Мадонной тоже можно – в субботний вечерок.