Расслоение человеческого сообщества. Социальный долг.

На модерации Отложенный


 Расслоение человеческого сообщества. Социальный долг.

 

Мне неоднократно приходилось слышать от людей, стремящихся уйти от ответственности за свои поступки, что они, мол, никому ничего не должны. Они, мол, не просили их рожать, растить, учить и т.д. Поэтому они  не обязаны соблюдать нормы человеческого общежития. И, уж тем более, отдавать окружающим и государству какой-то долг.
 Что же это за долг и откуда он взялся? Нужно ли его «выплачивать»?  Попробую объяснить как я это понимаю.


 Ценность любого человека с позиции сообщества определяется как совокупность  ценности генетической уникальности, ценности социального опыта, ценности индивидуального опыта и ценности функционального потенциала. 
Генетическая ценность есть у каждого человека. Эта ценность позволяет сохраняться человечеству как базе существования вида Homo sapiens. Поэтому человечество просто в силу биологической необходимости обязано стремиться сохранить каждого человека. Другое дело, что генетическое состояние человека не всегда жизнеспособно. Тем не менее, даже если есть минимальная возможность сохранить жизнь отдельного человека, это нужно делать, поскольку возможно, что именно этот генотип позволит человечеству выжить в экстремальных условиях. Правда, пока речь идёт о чисто биологическом существовании особи данного вида.
Когда мы рассматриваем выживаемость этой биологической особи, то выясняется, что она в определяющей степени зависит от социальности окружения, стадности, социальной среды, благодаря которой особь приобретает опыт совместного выживания, социальный опыт. Большинство особей вида Homo sapiens генетически предрасположены к этому, но не всегда имеют возможность стать адекватными требованиям этой среды. История человечества показывает, что социальная среда с течением времени постепенно становится всё более благоприятной к выживанию  особей этого вида и условиям встраивания в неё благодаря деятельности объединений людей, использующих их совместный потенциал, сообществ. 
Это улучшение социальной среды требует для приспособления к ней отдельных людей наличия у них определенных способностей. Различия генетические естественным образом способствуют социальному расслоению первобытного человеческого стада, а затем и расслоения объединений более высокого уровня. Так в сообществе возникает представление об индивидуальной, личностной ценности отдельных людей, возникшей благодаря особенностям их индивидуального опыта

Чем больше сфер деятельности возникает у человеческого объединения, тем больше возможностей проявиться (и обособиться) индивидуальности отдельного человека.  В результате этого расслоения естественных различий между людьми возникают различия и чисто функционального характера и накапливается функциональный опыт сообщества. У одних людей появляется больше возможностей добиться лучшего положения в объединении, благодаря функциональным навыкам, чем у других. Это в свою очередь становится основой для ещё одного социального расслоения.
 Расслоение в соответствии с общественной ценностью человека (уровнем имеющегося социального потенциала) как и все другие приводило к значительному улучшению условий жизни и социального положения  у части членов объединения по сравнению с другими. Естественно, что в одно и тоже время в объединении имелись люди со средними (вполне приемлемыми для существования) условиями жизни, и имелись люди уровнем жизни  значительно ниже среднего,  обиженных жизнью, природой, личными особенностями, своим изначальным общественным положением.
 Естественно, что указанные расслоения объединения могут приводить к появлению в нём людей, стремящихся его разрушить.
 Напомню, что человек как личность может сформироваться и  проявиться только при наличии устойчивой социальной среды.

А социальная среда для создания условий выживания людей должна обладать определённой субъектностью. Характерной особенностью этой субъектности является наличие общественного сознания. Именно в нём закрепляется представление о социальной ценности человека, правилах его поведения в сообществе, его правах и обязанностях.
 Понимание особенностей социальной ценности человека обществом в обязательном порядке связано как с общественной защитой каждого члена объединения, так и наличием у каждого члена объединения социального долга, предполагающего  обязательную деятельность по защите объединения. Этот долг уходит корнями в безграничный долг всего живого перед природой. Он существует априори. Но если живое существо ему не соответствует, то оно безжалостно уничтожается матерью-природой как чуждое великой цели энтальпии. (Энтальпия является мерой энергии, которая накапливается в веществе при его образовании. Она противоположна энтропии как количеству беспорядка в системе вещества. Увеличение энтальпии ведет к усложнению системы, увеличение энтропии - к её разрушению.)

Естественно, что противопоставление личности обществу может в отдельных случаях угрожать самому существованию объединения людей. Особенно в связи с увеличением роли отдельной личности в выживании сообщества и соответствии с ростом его функционального потенциала. Поэтому объединение должно иметь право на  избавление от наличия в своём составе таких личностей. А, при условии особой опасности для других людей и объединения деятельности  таких личностей, то и использовать меры по освобождению от них вплоть до физического уничтожения. В противном случае объединение рано или поздно будет разрушено.
 Что до недавнего времени спасало человечество от самоуничтожения, от безграничной войны всех против всех за «лучшую долю»? Ограничение свободы личности требованиями сосуществования в сообществе. Именно поэтому в среде личностей со средними (по их представлениям) условиями жизни возникает желание снять эти ограничения. Но и сообщество принимает меры для укрепления своей устойчивости.  

 Высшей ценностью многих сообществ до недавнего времени считалась личная свобода его членов в рамках общих целей. Для этого осуществляются специальные коррективы правил сосуществования членов сообщества, оказывается поддержка нуждающимся, происходит постепенное улучшение положения самых обездоленных. На это нужно время и ресурсы, специальные усилия и возможности. Тем более, что резкие изменения в сообществе могут принести вред, а не пользу. Естественно, что появляются несогласные с такой политикой. Они хотят всё и сразу. 

Идеалом «несогласных» представлялся человек, освобождённый от всяческих пут и ограничений. Человек уровня творца.  Все усилия человечества последние века были направлены на то, чтобы человек «сбросил оковы» природного (биологического) и  социального "рабства". Пора не зависеть ни от чего и не от кого! Долой устои, долой ценности, долой этику с эстетикой, долой семью с родителями, долой дружбу и любовь... Освобожденный от всех желаний человек перестаёт страдать. Ему ничего не нужно от сообщества. Он сам всё возьмёт.  Поэтому он, якобы, становится равным богам...

Что мы видим сегодня? На отголосках прошлого человечество ещё пытается бороться с угрозами самому себе извне, делая всё для того чтобы уничтожить себя изнутри.
 Некоторые говорят:"Ну и ладно. Побыл человек царем природы, теперь пусть другие побудут. Это стихия. С ней бороться бесполезно." И с наслаждением рушат, всё, что пытается создать природа в её бесконечной борьбе с хаосом, с разрушением, с энтропией.
 Неужели её ставка на человека в этой борьбе бита? Человек "не потянул"? Но тогда природа имеет полное право прервать существование не признающей свой долг перед ней особи. И не важно в какой форме это будет осуществлено. У природы много возможностей и исполнителей её воли.