Может ли Бог лишить себя жизни?

На модерации Отложенный

Это очень важный вопрос для иудео-христианской культуры. Многие слышали про парадокс: "Может ли Бог создать камень, который не сможет поднять?" Но здесь ситуация сложнее.

Я не буду отвечать на вопрос с точки зрения философии. Меня больше интересует библейское решение. В 15 главе книги Бытия Бог заключает с Аврамом (вторая буква "а" в его имени появится позже) безусловный завет. Безусловный завет - это завет, условия которого соблюдает лишь одна сторона. В данном случае речь идет о Боге. Он говорит Авраму, что обеспечит его большим потомством после того, как Аврам принесет ему в жертву "трехлетнюю телку, трехлетнюю козу, трехлетнего барана, горлицу и голубка":

Но Аврам ответил: "Владыка Господи! Как я могу быть уверен, что получу эту землю?" Бог сказал Авраму: "Принеси Мне трехлетнюю тёлку, трехлетнюю козу и трехлетнего барана, принеси также горлицу и голубка". (Бытие 15:8-9)

Таким образом, Бог берет на себя проклятие завета. Если он его не выполнит, то что? Предполагается, что участь нарушившего завет должна быть той же, что постигла жертвенных животных. Следовательно, Бог должен убить себя, если не выполнит условие завета. По Библии он выполнил условие, поэтому все нормально. Забавно, что Бог сообщил Авраму о той жести, которую должны испытать его потомки. Но Аврама это не волновало, ведь он станет главой великого народа. Хороший повод утешить свое самолюбие.

Но что бы произошло, если бы Бог не выполнил условие? Кто накажет его, если он нарушит свое слово? Кто гарантирует, что он кончит так же, как жертвенные животные?

Можно вспомнить случай с Иисусом Христом, который с точки зрения христиан вроде как бог, но при этом умерший и воскресший. Однако пример с Иисусом плохой, ведь умерло только тело. Сам Иисус спустился в ад, спас авторитетных ребят (по другой версии - всех), вознес их на небеса, а затем воскрес, улетел на небо и сел одесную Бога-Отца.

Это ненастоящая смерть. Метафизически ничего особенного не случилось.

Может ли Бог лишить себя жизни?

Поэтому проблема реальной смерти Бога Библии до сих пор является открытой. Смог бы он убить себя, если бы нарушил завет?

Предполагается, что Богу никогда не понадобилось бы убивать себя, ведь он олицетворение высшей истины, он не может обманывать (или может, но не делает этого, потому что не хочет).

Еще один интересный момент. Через несколько глав Бог ведет себя крайне непристойным образом, заставляя Авраама принести в жертву первородного (по праву) сына Исаака. Понятное дело, что Бог бы не допустил этой смерти, так как это было бы нарушением завета. Представьте себе родителя-тирана, который вроде как кормит и поит, но не забывает поставить леща или дать ремня своему дитятке исключительно ради утверждения собственного превосходства. Здесь то же самое. Почему бы не дать понервничать Авраму? А вдруг я обману? В любом случае можно оправдать себя тем, что нужно было проверить верность Аврама. Вдруг он недостоин (тогда какой смысл был в завете?).

Любопытно, что словацкий (или словенский?) философ Славой Жижек (все-таки словенский, только что проверил) писал в какой-то статье или книжке (забыл название), что Бог реально умер. Не в варианте Ницше, а вообще. Может я не понял чего-то, но вроде реально умер.

А почему нет? Вопрос возникновения мира до сих пор актуален. Допустим, что его сотворил Бог, и потом жизнь еще придумал. Творил чудеса, удивлял людей. Заключил завет. Воплотился в Иисусе и... умер. Человек ведь может умереть, причем сам (я запрещаю всем это делать, несмотря на обстоятельства). Почему Бог не может? Взял и умер. Метафизически. Но отсюда другой вопрос - сможет ли он возродиться из небытия?