Иннополис и "Сколково"
На модерации
Отложенный
Как я говорил уже несколько раз, Россия в своей истории уже ТРИ РАЗА занималась быстрым и срочным копированием того, что имело место быть на Западе. И что в итоге получалось?
Кое-что прочно вошло в нашу повседневную жизнь, кое-что — не сразу и с нюансами, а кое-что так и не вошло.
Нам уже сейчас кажется почти фантастикой, что Пётр 1 когда-то насильно заставлял всю высшую знать пить кофий. Под тем же обоснованием: раз в странах Запада его пьют — так и ты, сволочь, его пей! Зачем, батюшка-царь?!- а хрен его знает, зачем!- раз ОНИ его пьют — так и ты пей! А чтобы ты был похож на них — вот зачем! И, да, не называйте меня больше царём: отныне всех правителей России повелеваю звать Императорами. По культурному...
Надеюсь, излишне рассказывать о том, что наши люди этот кофе при СССР пили гораздо в меньших количествах, нежели сейчас. Как говорится — волна дошла. Хотя и с опозданием на 300 лет.
Театр, балет, музеи — всё это тоже начало перениматься ещё при Петре 1, и сейчас едва ли кто возьмётся доказывать, что всё это — не наше, и всё это нужно выбрасывать из нашей жизни как чуждое и навязанное.
ВУЗы, наука — необходимость создания этих систем была уже боле-мене понятна даже в эпоху Петра 1. Систему культуры, похожей на западную, тоже кое-как вбили в глотку, благо она финансировалась со стороны государства. Но вот иные нюансы...
У царского историка С.М.Соловьёва есть курс лекций, в котором вы можете ознакомиться с частью проблем, которые Пётр 1 пытался решать силой авторитета, пинками и кулаками. Вот вам одна из них: Пётр 1 отчаянно доказывал своим купцам, что они должны объединять свои капиталы и формировать торговые компании, которые могли бы создавать конкуренцию западным, а один купец — нет ничто: он никем и ничем не защищён. Однако, наши купцы, жившие в системе, в которой человек человеку — волк, всячески уклонялись от таких вот царских указаний, т.к. не имели друг к другу абсолютно никакого доверия. С.М.Соловьёв так и сказал, что многие новшества, внедрённые Петром 1 насильно, после его смерти мгновенно были отринуты. Театры и музеи — остались, но, между прочим, Пётр 1 пытался внедрять и системы самоуправления городов, которые были с облегчением пох*рены со словами «начальству виднее, что нам нужно делать». Повторюсь: это слова царского историка С.М.Соловьёва.
Если кто-то уверен, что при т.Сталине Россия, конечно же, у Запада ничего не копировала, то такого человека нужно сразу отправить учить историю: знаменитый завод «Сталинец» был куплен в США «под ключ», а наших специалистов, как и при Петре 1, гоняли за границу на обучение. И при СССР не было секретом, что в те годы иностранные специалисты приезжали в СССР в командировки, чтобы помочь в запуске заводов. Ну, прямо-таки как в 90-е годы… с улыбкой вспоминаю проблемы, возникавшие при запуске в моём городишке молочного завода на финском оборудовании, когда оно, проклятое, никак не хотело запускаться — а потому, что сырьё-молоко не было подготовлено должным образом. О как… думали, что и так сойдёт, а оно не включается!
В ХХ1 веке Россия скопировала от Запада систему праймериз. И это копирование сработало, но возникает вопрос: а зачем оно вообще было нужно, если наша система управления вот ни разу не адекватна западной??? Для того, чтобы поставить галочку?- типа, мы в очередной раз убедились, что идём правильным путём?
И вот мы подошли к главному.
Россия, создавая «Сколково», попыталась скопировать «Силиконовую долину» США, но это копирование сработало очень плохо. Сам по себе факт, что что-то не получилось скопировать «один-в-один», не является ужасным, т.к., повторюсь, ещё при царях было очевидно, что копирование получается не всегда, а то, что получается, оказывается с большими извращениями. Но в эпоху Интернета любая неудача быстро раздувается до небес как нечто, способное уничтожить Россию, а она почему-то всё никак не гибнет….
Итак, в чём суть «Сколково» (российской «Силиконовой долины»)?
Вообще-то, главная идея была в том, что частный капитал делает вложения в науку, а за это он получает отдачу: технологиями или деньгами. То, что отлично работает в стране, имеющей высокий инвестиционный рейтинг, оказалось провальным в стране, такого рейтинга не имеющей. В стране, у которой уровень внешнего долга — один из самых низких в мире, т.к. в неё очень неохотно вкладывают, а пропаганда этот факт малых долгов воспевает как высокое достижение.
Так как наши олигархи — сами не дураки, и прекрасно знают, что иностранные инвесторы вкладывают в Россию без азарта, то и они тоже делают такие вложения очень неохотно. Ибо свою родную страну знают не хуже иностранцев. В результате в этом «Сколково» получилась статистика, лично мне абсолютно понятная: доля государства во всех вложениях оказалась свыше 90% - почти 100.
Но в наших экономических реалиях государству вовсе не нужно обращаться в какое-то «Сколково», если оно желает что-то получить. Для этого у нас ещё при СССР сформировалась система оборонки, не имеющая аналогов во всём мире. А «Силиконовая долина» работает так: ты дай денег вроде как на перспективу, а мы, дай Бог, что-то сделаем эдакое такое, которое тебе будет полезно. В условиях России давать деньги на «нечто эдакое, на перспективу», без чётко озвученных пожеланий о том, что конкретно ты хочешь получить — это и правда распил бабла, при котором невозможно с кого-то спросить что-то конкретное!
Итак, попытка копирования «Силиконовой долины» оказалась жалкой и провальной. Она создала лишь базис для уголовных дел, но не базис для ускоренного развития — и не могла создать по определению. Однако, у нас в России есть и успешный пример интеграции бизнеса и науки — город Иннополис в Татарстане. Причём, в создании этого проекта участвовал тот же самый Дмитрий Медведев, который был почётным гостем при открытии этого города, т.е. невозможно утверждать, что Медведев думал лишь о том, как распиливать госбюджет и абсолютно ничего не сделал для того, чтобы в России и правда появился инновационный центр.
Иннополис — это город для работников IT-сферы, и только для них. Увы, вот такое получилось ограничение: то, что связано с разработками конкретно в IT – это пошло, в это вкладывались даже иностранные инвесторы, получая отдачу. Грубо говоря, иностранцы всё-таки вкладываются в то, что опирается на наших программистов.
База Иннополиса — это его Университет. В котором обучают разработке программного обеспечения на английском языке, т.к. 30% лекторов — иностранцы, и очень много иностранных студентов, а наши подстраиваются под иностранцев. Тут даже историю России преподают на английском языке.
Студент Университета — это потенциальная рабсила для тех компаний, которые сидят в Иннополисе и заняты разработкой роботов и программного обеспечения. Разработки Иннополиса обкатываются в нём же — как те же дроны, беспилотные такси и роботы-доставщики.
Говорить про Иннополис, про условия проживания в этом городе, которому в июне исполнится 8 лет, можно долго. Я же отмечу напоследок вот что: общежития его Университета соединены тёплым переходом с учебным корпусом, и на лекции можно ходить даже в тапочках и даже зимой. Сам же Университет и Технопарк, в котором работают IT-компании, буквально пропитан запахом натурального кофе, т.к. кофейни и кофейные автоматы стоят буквально впритирку друг к другу, и студенты, выходя из аудиторий, буквально упираются в них с первых шагов.
И завершаю эту статью поминанием Петра 1, который заставлял насильно пить кофий… вот оно как аукнулось!
На фото: стенд в Технопарке, на котором висят таблички известных компаний, сотрудничавших с Иннополисом.
Комментарии
Если речь о последних 300 лет, то почти согласна
Gn Li, лично я попал в 90-е годы, в которые шло то же самое быстрое и срочное перенимание западных технологий, при котором все заводы, занятые примитивным трудом типа точения железяк, превратились в руины, в ТРЦ, или там сейчас вообще другое производство.
90-е годы - это период старта внедрения информационных и гибких технологий. Это - по меркам нашей планеты. В эти же годы Россия опять занималась лихорадочным, быстрым и срочным копированием и перениманием, чтобы занимать в мировой экономике хоть какое-то непозорное место, чтобы не отставать от лидеров мировой экономики. И ей не нужно Ваше согласие или несогласие с тем, что она занималась именно этим. Она ЭТИМ занималась. Безо всякого "почти".