Первая кисть Израиля
На модерации
Отложенный
Одессит Нахум Гутман, отслужив в Еврейском легионе Первую мировую, стал одним из главных живописцев Палестины, а чуть позже и Израиля. Это он нарисовал герб Тель-Авива, а ещё написал много прекрасных книжек для детей, за что получил премию Андерсена.
Он родился в 1898 году в бессарабском местечке Теленешты в семье преподавателя иврита Альтера Гутмана и его жены Ривки. В 1903 году отец, в то время начинающий, а впоследствии известный под литературным псевдонимом Симха Бен-Цион писатель, перевез семью в Одессу. Здесь вместе с писателями Бяликом, Равницким и Левинским Альтер открыл издательство «Мория», работая к тому же и учителем в хедере.
Нахуму исполнилось семь, когда отец принял решение о переезде в Эрец-Исраэль. В 1905 году семья поселилась в Яффо, отец стал редактором журнала «А-Омер». По воспоминаниям самого Гутмана, именно в Яффо он впервые увидел «настоящего, живого» художника и, завороженно наблюдая за его работой, стал мечтать так же стоять с мольбертом среди дюн.
Способности к рисованию у мальчика проявились еще в раннем детстве, но отец был занят работой, мать – воспитанием пятерых детей: талантливые рисунки сына они не замечали. Как вспоминал сам Гутман: «Я в основном сидел дома перед окном, прижавшись лбом к стеклу и глядя на улицу. Мир я видел через окно. Я смотрел на людей, стараясь угадать род их занятий. Зимой, когда в комнатах топили, пар от дыхания оседал на холодных стёклах, и мои братья рисовали на них рожицы. Так как я с трудом дотягивался до подоконника, рисовать на стекле мне было не особенно удобно. Я подумал, что то же самое можно делать на бумаге, взял лист, примостился у окна и начал рисовать, стараясь скрыть своё занятие от домашних, хотя в этом не было надобности: никто вообще не обращал на меня внимания».
Гутман помнил, что первым обратил внимание на его рисунки поэт Хаим-Нахман Бялик еще в Одессе. Много лет спустя Бялик был первым, кто заказал Нахуму иллюстрации для своей книги – лишь после этого иллюстрировать книги доверил ему и отец.
Во время учебы Нахума в гимназии «Герцлия» его способности к рисованию заметила преподававшая там Ира Ян – известная художница и иллюстратор литературы на идише. Ян в итоге стала давать Нахуму частные уроки и посоветовала его родителям подумать о специализированной художественной школе для сына. К несчастью, в 1910 году от туберкулеза умерла мать Нахума, и большинство планов в охваченной горем семье отошло на задний план.
Воспитанием детей занялась приехавшая из Бессарабии бабушка по отцовской линии – именно она настояла, чтобы в 1913 году Нахум отправился в Иерусалим, где поступил в Школу, а ныне Академию изобразительного искусства «Бецалель». Среди его педагогов был основатель школы Борис Шац, а также один из ведущих израильских живописцев Абель Пэн.
«Бецалельцы являли собой странную, пеструю, разношерстную толпу, – рассказывал Гутман на страницах своих мемуаров. – Профессор Шац собрал их со всех концов света: из разных частей огромной России, из Австрии и Венгрии, Сербии и Болгарии, Германии, Румынии, Греции, Америки, Йемена, Иерусалима и Тель-Авива. Только еврейские мелодии, которые мы напевали во время работы, объединяли нас. И еще – Иерусалим».
Во время Первой мировой войны «Бецалель» временно закрыли. Настали тяжелые времена. Чтобы прокормить себя и хоть немного помочь семье, Гутман работал на цитрусовых плантациях. В 1917 году вместе с прочими жителями он был изгнан из Иерусалима турками. События этих лет в будущем найдут отражение в двух его книгах: «Летние каникулы» и «Дорога апельсиновых корок» – за последнюю в 1962 году Гутман получил международную литературную премию имени Ганса-Христиана Андерсена. В 1918 году он добровольцем вступил в Еврейский легион британской армии – служил надсмотрщиком в лагере для военнопленных турок в Египте: «Я не запомнил имён всех наших солдат, но по сей день благодарю судьбу за то, что попал в Еврейский легион, где было столько незаурядных личностей». Много позже не меньшее число незаурядных личностей он увидит и в Армии обороны Израиля. В 1948-м во время Войны за независимость Нахум Гутман создал большую портретную серию, герои которой – солдаты, сражавшиеся за свою страну.
В 1920 году Гутман демобилизовался и отправился учиться изобразительному искусству в Европу. Зарабатывая на жизнь иллюстрацией книг для отца и его друзей-писателей, он смог усвоить многое из живописных школ Вены, Берлина и Парижа. Через шесть лет, «пропитанный импрессионизмом, литературой, музыкой», Гутман вернулся в Тель-Авив. Вскоре его пейзажи положили начало так называемому «палестинскому» стилю в живописи.
Помимо картин, Нахум создавал эскизы декораций и костюмов к спектаклям местных театров, а позже устроился иллюстратором в детскую газету «Давар Леялдим». В итоге Гутман сотрудничал с этим изданием 35 лет: именно там вслед за его иллюстрациями начали появляться и первые рассказы, написанные им для детей. Впоследствии под его авторством вышло несколько детских книг: «В стране Лобенгулу, царя Зулу» и «Приключения настоящего голубого ослика» – в 1978 году они были отмечены Государственной премией Израиля.
В какой-то момент именно Гутману доверили создание герба Тель-Авива. Он нарисовал шестиконечную звезду, в центр которой вписал маяк с открытыми – для всех евреев мира – воротами. А россыпь из семи золотых звезд – это символ замысла Теодора Герцля о 7-часовом рабочем дне как одной из составляющих общественного прогресса, на котором, по его плану, должно было строиться Государство Израиль. Изображение и цветовая палитра с годами претерпели некоторые изменения: их каждый раз вносил сам Гутман, в том числе и в современный вариант герба, утвержденный в 1959 году.
Отдельной темой в творчестве Гутмана стала мозаика, которой он увлекся в начале 60-х. Первое мозаичное панно Гутмана украсило здание Главного раввината в 1961 году, другое – первый этаж первого городского небоскреба «Мигдаль Шалом», построенного на месте гимназии, в которой учился Нахум Гутман. Украшает мозаика художника и стены нового здания гимназии «Герцлия», а также фонтан на улице Бялика.
Почетный гражданин Тель-Авива, удостоившийся множества государственных и международных наград, Нахум Гутман ушел из жизни в ноябре 1980 года. Большая часть его творческого наследия находится в тель-авивском районе Неве-Цедек – в доме, в котором художник провел свои детские годы: там сегодня размещен музей Нахума Гутмана.
Алексей Викторов
Комментарии