Русско-японская война: запланированная катастрофа?

На модерации Отложенный

118 лет назад, в мае 1905 года, мир столкнулся с новой реальностью – казавшаяся мощной и несокрушимой Российская империя, последние два века игравшая значительную роль в европейской политике, оказалась колоссом на глиняных ногах

Если в Крымскую войну этот колосс так и не был избит на суше и на море франко-англо-турецкой коалицией, то в 1905 году это смогла сделать крошечная Япония. Финалом позорной русско-японской войны стал разгром русского флота в Цусимском сражении, который удивил всех без исключения военно-морских экспертов, абсолютно не ожидавших, что в этом бою Россия потеряет 5045 человек убитыми, 6016 пленными, в то время как безвозвратные потери японских моряков составят всего 117 человек.

Если русский флот был частично уничтожен, частично пленен, то японцы вообще не понесли ощутимых потерь и такой результат, в прямом смысле слова, многих шокировал. 

То, что произошло в Цусимском сражении, стало для русского флота таким позором, какого не видел ни один из военных флотов других стран, и поэтому неудивительно, что слово «Цусима» стало тут же нарицательным.  

И именно после этой войны Германия и Австро-Венгрия увидели, что русский колосс в военном отношении ничего серьезного из себя не представляет. Что русской армией и флотом руководят либо откровенные бездарности типа Куропаткина и Рожественского, либо бездарности и предатели типа Стесселя и Небогатова. Если кто не в курсе, то первый сдал японцам Порт-Артур, не исчерпав возможности к сопротивлению, а второй сдал японцам остатки русского флота в Цусиме. 

Карикатура времен войны

После чего военные всего мира принялись пытаться ответить на вопрос – а что это было? Как так вышло, что огромная Россия, превосходившая Японию абсолютно по всем показателям, смогла проиграть войну? 

 А ответ простой. И даже без произнесения конкретных имен и фамилий. Ответ – Система. Та самая самодержавная Система, которая породила кучу неприкасаемых мерзавцев, за преступные действия или бездействия или воровство которых русский мужик в Порт-Артуре, Мукдене и Цусиме расплачивался своей кровью. Это может прозвучать как банальность, но катастрофа России в войне была запланирована самой Системой, катастрофа просто не могла не случиться, ибо на всех уровнях управления государственной машиной этого самого управления и не было. Во всяком случае, оно было такого качества, что не позволило эффективно функционировать стране в военное время. И свидетельств этому – вагон и маленькая тележка.

Вот характерный пример, воспоминания участника русско-японской войны Николая Вороновича, скончавшегося в США в 1967 году. «Перевозка войск на театр военных действий происходила удивительно медленно и небрежно. Казалось, что мы хотели показать Европе, что события на Дальнем Востоке нас совершенно не беспокоят… эшелоны простаивали часами на каждом разъезде, не только ожидая встречные, но и пропуская вперед все пассажирские и даже товаропассажирские поезда … В результате – перевозка четырех корпусов, начавшаяся в декабре 1904 года, закончилась лишь в июне 1905 и к началу мукденского боя ни один из мобилизованных осенью 1904 года корпусов не прибыл в действующую армию. А кто знает – не сыграли бы эти корпуса решающей роли под Мукденом?»

 А дальше следует вообще что-то за гранью понимания: «Перевалив через Урал, наш эшелон послал в «Новое Время» (газета, выходившая в 1868-1917 гг. – прим. ред.) традиционную телеграмму, в которой были указаны номер эшелона, батареи и бригады. Тогда никому и в голову не приходило, что по таким телеграммам японский Генеральный штаб определял с точностью, какие новые части вливаются в нашу Маньчжурскую армию». (Н. Воронович, «Русско-японская война. Воспоминания»).

Читая мемуары участников русско-японской войны, часто складывается ощущение, что при Николае II вообще никто ни за что не отвечал, а запредельная дурость и головотяпство были нормой жизни. Пример с воинским эшелоном, отчитывающимся о своем продвижении на фронт газете (!), показателен. И очень похоже, что вся эта «параллельная реальность» транслировалась с самого верха. И пример генерала Стесселя, сдавшего Порт-Артур врагу, а потом и адмирала Рожественского, также показателен. Первый назван героем, второго после невиданного в мировой истории разгрома флота царь благодарит за все его дела.

Был и ещё один «герой» русско-японской войны – генерал Куропаткин, на чьей совести, как и Стесселя с Рожественским, лежит бесконечная череда поражений русской армии в Маньчжурии и всё, что произошло потом. Как его «успехи» в русско-японскую войну оценил царь? Правильно, в Первую мировую назначил командующим фронтом. Хотя все эти люди своими действиями, бездарностью, а в случае со Стесселем не исключено, что ещё и предательством, привели Россию на край пропасти. Ибо если бы результат русско-японской войны был бы другим, возможно, что и в 1914 году всё сложилось бы по-другому, не говоря уж про 1917.

И понадобилось сорок лет, когда уже при другом социальном строе, СССР сначала разгромил гитлеровский Евросоюз, а с японской Квантунской армией разобрался всего за две недели, вернув себе Порт-Артур силами всего лишь одной десантной роты всего за один день. На такое многие николаевские «полководцы», увешанные орденами и с недвижимостью в европах, были не способны от слова «совсем».