Пепел Хатыни

На модерации Отложенный

Хатынь — трагедия не маленькой деревни, а всей страны

Повествование о роковой судьбе Хатыни начинается в 1943 году. Ночью 21 марта 1943 года бойцы партизанского отряда «Мститель», входившего в «бригаду дяди Васи» (Василия Воронянского, в честь которого названа улица в Минске), устроили у тракта, ведущего из Плещениц в Минск, засаду. Утром следующего дня в нее угодили немцы. 

Согласно немецкому донесению после перестрелки партизаны из «бригады дяди Васи» отступили в направлении Хатыни, а им вдогонку были направлены подразделения 118-го охранного полицейского батальона (шуцманшафт-118) и зондеркоманды СС «Дирлевангер».

f 3.jpeg

Донесение командира 118-го охранного полицейского батальона об уничтожении деревни Хатынь

В зондеркоманду «Дирлевангер», изначально сформированную Оскаром Дирлевангером из немецких браконьеров, к 1943 году начали набирать и откровенных рецидивистов, зачастую осужденных за тяжкие уголовные преступления. Были в ней и одна украинская и две русские роты, набранные из числа полицейских и коллаборантов. Батальон Дирлевангера оставил кровавый след на белорусской территории: он причастен к гибели по меньшей мере 120 тыс. человек.

118-й полицейский охранный батальон сформировали осенью 1942 года в Киеве из военнопленных украинцев, мобилизованной молодежи из сельских районов Киевской области, бывших служащих Буковинского куреня, военизированного батальона Организации украинских националистов. Номинальным командиром батальона был майор-немец Эрих Кернер, но фактическое, оперативное руководство осуществлялось поляком Константином Смовским и начальником штаба, бывшим старшим лейтенантом Красной Армии Григорием Васюрой.

f 4.jpg

118-й полицейский охранный батальон

Дальнейшее развитие событий хорошо известно всем белорусам. Прибывшее подкрепление для начала расстреляло 26 человек, заготавливавших лес у места засады, преимущественно женщин и стариков близлежащей деревни Козыри.

Затем по приказу майора Кернера и под непосредственным руководством Григория Васюры все население Хатыни было согнано в колхозный сарай, после чего он был подожжен.

 В сарае заживо сгорели 149 человек, 75 из которых были детьми.

Выжить удалось лишь немногим. В их числе были две девушки Юлия Климович и Мария Фёдорович, которые чудом выбрались из огня и доползли до соседней деревни. Однако от этого их участь кажется ещё печальнее, ведь и эту деревню позже сожгли вместе с жителями эсэсовцы.

Благодаря прикрывшим телам матерей также уцелели пятеро детей – Володя Яскевич, Соня, Саша и Виктор Желобковичи, а также двенадцатилетний Антон Барановский, который был ранен в ногу случайной пулей.

Дети пролежали под трупами, дождавшись пока фашисты не уйдут. Спасли и выходили малышей жители других деревень, после чего они воспитывались в детском доме.

Единственный мужчина, который выжил в пылающем сарае, - кузнец Иосиф Каминский. Во время пожара он потерял сознание и пришёл в себя только глубокой ночью, когда отряды эсэсовцев уже покинули деревню. Он был сильно изранен и получил множество ожогов, но они были незначительны по сравнению с душевной утратой. Ведь среди погибших соседей и знакомых он увидел своего сына Адама, который был смертельно ранен от языков пламени и пули в живот. Он так и скончался на руках у отца. Трагедия кузнеца и его сына послужила прообразом для знаменитого памятника в центре мемориального комплекса.

f 6.jpeg

Иосиф Каминский

За годы оккупации гитлеровцы провели в Белоруссии более 140 крупных карательных операций, в результате которых уничтожено 440 тыс. мирных граждан. За период с 1941 по 1944 гг. ими были сожжены более 9 тыс. деревень, из которых более 600 полностью со всем населением.

Возмездие над теми, кто сжёг Хатынь, настигло их, пусть и в разные периоды времени. Некоторые были уничтожены отрядами партизан, другие пытались скрываться, но всё же были обнаружены и поплатились за свершённые убийства. 

Некоторые не только пережили войну, но и получили звания ветеранов Великой Отечественной войны, участвовали в жизни городов и деревень, ходили на парады и даже вознаграждались медалями. Однако следственные органы выявили практически всех карателей, предали суду и расстреляли за преступление против человечества и собственной родины. Единицам же удалось сбежать за границу и скрыться от советских спецслужб под личностями других людей.

Григорий Васюра, который командовал 118-м полицейским охранным батальоном и был одним из тех, кто спалил Хатынь, лично убил более 350 белорусов: мужчин, женщин, детей. Военный трибунал признал его виновным и приговорил к казни через расстрел.

f 7.jpg

Григорий Васюра в суде. Расстрелян в 1986 году.

В наши дни на руинах Хатыни был образован одноименный мемориальный комплекс, который рассказывает о печальной судьбе жителей деревни, по сей день являющийся страшным напоминанием о массовых убийствах мирного населения в годы Великой Отечественной войны. 

f 8.jpg

Кладбище сожженных деревень в мемориальном комплексе «Хатынь»