Почему борцы с капиталистами вынуждены были закрыть своё кафе

На модерации Отложенный

Почему борцы с капиталистами вынуждены были закрыть своё кафе

Неплохой результат. Кафе борцов с капиталистами проработало до закономерного банкротства целый год. Открылось кафе в Торонто, и было рассчитано на продвинутую публику: шкаф с радикальной литературой, портреты вождей, серпы и молоты по стенам… Робкие буржуа с жирными телами обходили кафе стороной, опасаясь местного контингента, так что большая часть посетителей была настроена столь же антикапиталистически, что и основатели заведения.

Цен в меню не было, «плати, сколько считаешь правильным». Зарплаты всем сотрудникам поставили одинаковую. Решения коллектив кафе принимал голосованием. Вроде бы, всё по Чернышевскому сделали… но нет, запасов денег у романтиков хватило всего лишь на год. Не помогла даже снисходительность капиталистов, которые из жалости к страдальцам делали им большие скидки и терпеливо ждали оплаты по долгам.

Полагаю, причин провала у начинания несколько.

1. Как верно заметил Владимир Ильич, «ненависть… есть основа всякого социалистического и коммунистического движения». Речь у него шла, разумеется, о ненависти к буржуазным политикам, однако ненависть к классу буржуазии, в свою очередь, низводится до базовой ненависти к несправедливому порядку вещей, когда у одного есть яхта, а у другого нет.

Молодой канадец, исповедующий социалистические взгляды, ненавидит капиталистов, считая правильным перераспределить деньги на манер Робин Гуда: взять у богатых и раздать бедным. При этом себя, разумеется, он считает бедным — иначе социалистом он не стал бы. Может быть, этот условный канадец даже входит в верхние 10% по доходам, однако всё же он считает правильным соблюдать очерёдность. Пусть сначала канадский миллиардер Дэвид Томпсон поделится своим добром с нашим героем, а потом уже наш герой раздаст часть отнятого у миллиардеров другим.

Таким образом, у антикапиталиста, даже если он зарабатывает выше среднего, нет никаких причин платить за кофе больше. Это ему должны делать скидку, не наоборот.

2. Опять-таки, какой смысл делать антикапиталистическое кафе, чтобы обдирать посетителей? Понятно, что цены там должны быть ниже, ведь жадный буржуй не забирает прибавочную стоимость себе. Если у буржуя стаканчик кофе стоит 5 долларов, то своему брату социалисту вполне достаточно будет кинуть в блюдце доллар-другой.

Ну, серьёзно, за 5 долларов можно купить целый килограмм кофе, а на чашку вполне достаточно нескольких грамм. За что тут брать 5 долларов? За кипячёную воду? За «труд» бариста, которому достаточно на одну кнопку нажать?

3. Если в основе коммунизма лежит ненависть — или, точнее, зависть — то в основе капитализма лежит договор. Капиталистическая экономика была бы невозможна, если бы её шестерёнки не умели держать «купеческое слово». Купил — заплати, получил предоплату — поставь товар. Разумеется, исключения встречаются, но это именно исключения, а не правила. Я могу по пальцам одной руки пересчитать случаи, когда я отгрузил контрагенту товар, а тот сознательно решил не оплачивать мне счёт.

Капиталистические затеи, основанные на доверии — шведский стол, благотворительная распродажа, «сначала заправься, потом заплати» — вполне работоспособны. Типичный капиталист, выпив чашку кофе, прикинет в уме, сколько отдал бы за неё в нормальном кафе, добавит для верности ещё доллар и расплатится на кассе… хотя и без особого удовольствия, так как в кафе ходят, чтобы расслабиться, а необходимость самостоятельно вычислять честную цену напрягает.



У борцов с капиталистами мораль обратная — они желают не соблюдать старые договора, а разрушать систему. К примеру, отбирать дома и заводы у законных владельцев, чтобы потом распределять всё заново, по справедливости. Дескать, да, подлый буржуй, я понимаю, что ты заплатил за это помещение миллион долларов, но мне плевать твои права собственности, на несправедливые буржуазные законы, на договор купли-продажи. Ты проклятый лендлорд, права наживаться на арендаторах у тебя нет.

Было бы странно ожидать, что люди с такой моралью будут честно платить за свой кофе. У них в голове нет связки — «я выпил свой капучино, теперь я должен сполна рассчитаться с кафе».

4. Из забавного. Канада в некоторых аспектах диковатая страна, поэтому в туалет там пускают только посетителей заведений. Антикапиталисты решили сделать нормально, как принято в России, то есть открыть туалет для всех желающих.

Я пишу, что это забавно, так как грязные сортиры — одна из нерешаемых проблем социализма. Потому что мало кто любит чистить сортиры, и, следовательно, уборщикам надо платить больше, дабы они сознательно выбирали эту работу, вместо того чтобы, например, подстригать яблони или сидеть на стуле, оформляя пропуска.

При коммунизме платить уборщикам больше невозможно, так как там зарплаты вообще не предусмотрены. При социализме это невозможно, так как зарплаты устанавливаются по тарифной сетке сверху, а логика «уборщица должна получать много» высокому руководству глубоко чужда.

При капитализме всё решает рынок. Нет желающих чистить сортиры за 1000 долларов? Окей, нет проблем, мы заплатим 1500. Поэтому сейчас сортиры в стране чистые, а раньше, как помнит старшее поколение, было далеко не так.


Подведу итог

Смелый эксперимент с антикапиталистическим кафе очередной раз доказал очевидное: коммунисты являются халявщиками, жить «на свои» они категорически не хотят. В трёхмиллионном Торонто, глубоко поражённом социалистической ересью, не нашлось даже пары сотен человек, готовых честно оплачивать свой кофе, чтобы поддерживать идейно выдержанное заведение на плаву.

Надеюсь, основатель антикафе решится теперь на следующий эксперимент — откроет новое кафе, снова на принципах коммуны, но на этот раз проведёт жёсткую черту: внутри коллектива решаем вместе и делим поровну, с посетителей берём справедливую рыночную цену за каждый пончик. Будет интересно посмотреть на эволюцию его взглядов, когда он поймёт, что и эта схема тоже работать не может.

Я уважаю и коммунистов, и плоскоземельщиков — при условии, что они честно заблуждаются, но готовы проверять свои идеи делом. Плоскоземельщик, который покупает лазер и проводит эксперимент с лодкой, чтобы доказать плоскоту моря — молодец. Коммунист, который открывает кафе, чтобы доказать преимущества работы без паразитов-буржуев — молодец. Они потратят свои деньги, получат болезненную шишку и свои антинаучные взгляды скорректируют.

Коммунисты, которые славословят Сталина, но при этом работают не в коммуне, а в тёплом офисе у буржуя, вызывают у меня недоумение. Если они и вправду верят в коммунизм, зачем же они добровольно отдают прибавочную стоимость капиталисту, вместо того чтобы объединиться с товарищами и забирать её себе целиком?