Евреи в Скандинавии во время Холокоста
На модерации
Отложенный
В 1940 году немцы завоевали и оккупировали Норвегию, и к власти пришло правительство коллаборационистов во главе с Видкуном Квислингом. Начиная с 1942 года евреи были обречены на депортацию, и к тому времени, как война закончилась, половину норвежских евреев убили.
А в Дании? В 1940 году датчане сдались немцам, и вплоть до осени 1943 года, когда немецкая армия и СС захватили власть, ухитрялись сохранять определенную автономию. Таким образом, до осени 1943 года евреев более или менее защищали датский народ и его правительство. Историк Дэвид Лампе отметил: «Так как в Дании не было расистских предрассудков, евреи считали, что находятся в безопасности, и вплоть до роковой осени 1943 года практически никто не пытался пробраться в Швецию». Примечательно, что датских евреев защищали и после захвата власти СС в 1943 году — почти всех спасли, эвакуировав в Швецию.
Правительство Швеции объявило нейтралитет — и придерживалось его. В Швеции евреи были в безопасности и старались спасать своих братьев‑евреев.
В своем поворотном исследовании 1975 года «Война против евреев: 1933–1945» историк Люси Давидовиц отметила, что в странах под господством Германии, где евреи напрямую подпадали под власть СС (Австрии, Польше, России, странах Балтии), их судьба была предрешена. Но «в других странах Европы , а именно в странах — союзниках Германии, в так называемых нейтральных и в тех, которые, даже когда немцы вторглись и оккупировали их, сохранили некоторую автономию, судьба евреев зависела от того, насколько каждая страна уважала равноправие граждан перед законом и как она обходилась с еврейским населением в ходе истории». Наблюдение Давидовиц напрямую применимо к ситуации в Скандинавии, где «уважение к равноправию граждан» в каждой конкретной стране стало решающим. Давайте рассмотрим, как это уважение сработало (или не сработало) в каждой из трех стран.
В Норвегии в первые два года нацистского правления примерно 1700 евреев, живших там, притесняли не очень жестко. Но вскоре после Ванзейской конференции в январе 1942 года, когда сформулировали и спланировали «окончательное решение», начались aktion . В ноябре 1942 года местная полиция, устроив облаву, арестовала 540 норвежских евреев; их посадили на сухогруз «Донау», направлявшийся в польский порт Штеттин . До сухогруза их везли по железной дороге. Из Штеттина их отправили в Аушвиц. Лишь 9 из 540 человек пережили войну. Следом за этим депортировали и убили в общей сложности около 800 норвежских евреев — почти половину всего еврейского населения страны.
А как же норвежское Сопротивление? Пересматривая роль Норвегии в Шоа в своей недавно вышедшей книге «О чем знало Сопротивление?», опытная журналистка Марте Мишле утверждает, что, вопреки национальной мифологии и расхожим мнениям, кое‑кого из лидеров и рядовых участников Сопротивления не заботила судьба их сограждан‑евреев. В 2018 году одна из ведущих норвежских газет «Дагбладет» назвала «О чем знало Сопротивление?» «самой важной книгой в этом году».
Лидеров Сопротивления, как считает Мишле, оповещали о надвигающихся облавах, и они узнали от немецких источников — за три месяца до ноябрьского акциона 1942 года, — что евреев будут депортировать. Мишле признает, что Сопротивление тайно переправило многих евреев в безопасную Швецию, но все равно остается вопрос: а как же те, кого оставили в Норвегии или выдали эсэсовцам? Почему Сопротивление не старалось их спасти? Есть свидетельства, что были и такие участники Сопротивления, которые считали, что не нужно вывозить евреев за границу, а были и такие лидеры Сопротивления, которые считали, что все — какие ни есть — ресурсы нужно направить на борьбу с немецкими войсками, оккупировавшими Норвегию.
В сегодняшней Норвегии Сопротивление прославляют в музеях, романах, фильмах и учебниках истории. И любые сомнения в героизме участников Сопротивления отнюдь не приветствуют. Книга Мишле бросила вызов общему мнению и вызвала большую полемику.
По словам Пола Левина, профессора истории Упсальского университета (Швеция), Норвегия вела себя так же, как вишистский режим в оккупированной нацистами Франции.
«Они проводили в жизнь свои антиеврейские законы, использовали свою живую силу, конфисковывали имущество и подвергали евреев дискриминации еще до того, как ее потребовали немцы», — сказал Левин в интервью информагентству «Рейтерс». «Норвегия, — сказал он, — не обязана была действовать так, как действовала: ее к этому не вынуждали».
Лишь несколько лет назад Норвегия согласилась признать, что была причастна к депортации 800 евреев. В 2012 году, когда в Европе отмечался День памяти жертв Холокоста, премьер‑министр Норвегии извинился за участие своей страны в Шоа и признал: «Норвежцы проводили аресты, норвежцы сидели за рулем грузовиков, и так было в Норвегии». В 2015 году Норвежские государственные железные дороги принесли извинения за свое участие в депортациях.
Швеция — единственная скандинавская страна— объявила нейтралитет и сумела в какой‑то степени сохранить его до конца войны. Начиная с 1933 года и далее относительно большая община шведских евреев (большая в сравнении с другими скандинавскими странами) призывала правительство своей страны принимать беженцев, подвергавшихся преследованиям в Германии. И ратовали за это шведские евреи — при содействии финансировавшейся американцами организации «Джойнт» — весьма эффективно. В книге Понтуса Рудберга «Шведские евреи и Холокост», вышедшей в 2017 году, раскрывается новая информация о том, какие усилия предпринимались. Организация еврейских общин Швеции — а в нее входили 8 тыс. членов — в 1938 году заявила: «Нас будут судить и сейчас, и в будущем по тому, как мы, живущие в свободной и удачливой стране, помогали братьям нашим в эти времена страшного бедствия». В первые годы войны Швеция принимала не так много беженцев. Но после 1942 года, когда датские и норвежские евреи бежали из родных стран, шведские власти приняли почти всех, а шведское правительство, еврейская община и «Джойнт» обеспечили их всем необходимым.
Не только шведские евреи, но и шведское общество в целом радушно приняли датских и норвежских евреев.
Рудберг рассматривает обвинения, которые кое‑кто из критиков предъявил шведским евреям: мол, они не слишком старались помочь еврейским беженцам со въездом в Швецию, «потому что боялись, что это подогреет антисемитизм в их стране». В более ранних исследованиях, отмечает Рудберг, были склонны расценивать реакцию шведских евреев на нацистский террор как «пассивную и чересчур осторожную». Он успешно опровергает эти утверждения, опираясь на недавно вскрывшиеся документальные свидетельства, и заключает: «Все эти годы, с 1933‑го по 1945‑й, шведские евреи всячески старались помочь своим братьям».
В Дании евреи были под защитой датского правительства и граждан, а позднее шведского правительства и тех, кто их приютил. 3 октября 1943 года, когда гестапо попыталось устроить облаву на всех евреев Дании — а было их 7 тыс. — и депортировать их морем в Польшу, епископ Копенгагена написал письмо протеста и распорядился прочитать его вслух во всех церквах страны. И вот что в нем говорилось:
«Где бы евреев ни преследовали за их религию или расу, долг христианской церкви — протестовать против таких преследований, потому что они идут вразрез с чувством справедливости, присущим датскому народу и не отделимым от нашей датской культуры на протяжении столетий. <…> Хотя наши религиозные воззрения разнятся, мы будем бороться за то, чтобы наши еврейские братья и сестры смогли сохранить ту же свободу, которую мы сами ценим дороже жизни».
Свое письмо епископ завершил призывом, заслуженно вошедшим в легенду: «А раз так, нам надлежит, что бы ни случилось, твердо следовать установлению: прежде мы должны повиноваться Б‑гу и лишь затем — человеку».
В документальный фильм «Спасательная операция в Скандинавии» (его спродюсировал Американский музей Холокоста) включены интервью и спасенных, и спасителей, а также редкостная кинохроника, отснятая в Осло, Копенгагене и Стокгольме во время войны. В этом фильме всех спасителей роднит одно: они чувствуют, что помогать евреям необходимо и выбора у них нет — ими руководила «простая порядочность».
Но не всех датских евреев спасли от депортации. Более 400 человек попали в облаву при акционе 3 октября и были отправлены в Терезин. Но, поскольку датское правительство не прекращало требовать, чтобы немцы оберегали этих евреев, они избежали судьбы других заключенных Терезина — тех по большей части отправили в Аушвиц. С 1943 по 1945 год Министерство социального обеспечения Дании следило за судьбой датских евреев, заточенных в Терезине, и способствовало тому, чтобы частные лица отправляли заключенным посылки с продуктами и одеждой. Таким образом, Дания и за пределами своей территории заботилась о своих еврейских гражданах. И слово «граждане» тут ключевое: датчане отвергли диктат немцев, требовавших объявить евреев в Дании иностранным элементом.
Свежий взгляд на эту уникальную спасательную операцию можно найти в книге датского журналиста Бо Лидегора «Соотечественники: неизвестная история о том, как евреи Дании бежали от нацистов, о храбрости их сограждан‑датчан и необычной роли СС». Лидегор утверждает, что датчане исходили из собственных интересов не меньше, чем из интересов еврейских граждан Дании. Чтобы их страна, находясь под властью Германии, сохранила свое доброе имя и автономию, датские власти отказались признать Данию недемократической страной, где правительство может отказать некоей группе граждан в защите, — не пошли на такую уступку. Это в той или иной мере сходило датчанам с рук благодаря нацистской расовой теории, согласно которой датчане считались «нордическим народом» и, следовательно, «высшей расой». Дании была отведена роль «образцового протектората» — этого хотел Гитлер. Датчане так или иначе сотрудничали с немцами, а немцы этим дорожили. Но преследовать евреев для датчан было неприемлемо: эту черту они преступить отказались.
В детстве я слышал о спасении датских евреев, мне рассказывали историю о «короле Дании и еврейской звезде» — апокриф о том, как датский король в знак неповиновения немцам каждое утро проезжал по Копенгагену, прикрепив к одежде желтую звезду. Тем не менее миф опирается на исторический факт. Король действительно отстаивал и символизировал приверженность страны демократии и ее решимость защитить своих еврейских граждан.
Историю о том, как датчане спасали евреев, рассказывали много раз. Книга Лидегора проливает свет на то, как абсолютно нетипично вела себя германская администрация в этой стране. Не только немецкая армия, но и СС относились к приказам спустя рукава и выполняли их отнюдь не ретиво. В оккупированной Дании существовали трения между вермахтом и СС, и этим, возможно, объясняется то, что командование немецкой армии не рвалось выполнять приказ Берлина о депортации евреев. Но найденные Лидегором документы доказывают: в Дании сами войска СС были довольно апатичны и пассивны, что совершенно не в духе этой кровожадной организации. Размышляя, что было тому причиной, Лидегор предполагает: «Даже самых доверенных людей Гитлера, закоренелых приверженцев кровопролитной логики “окончательного решения”, обескуражило то, что эту логику отринула оккупированная страна».
Вернемся к выводу историка Люси Давидовиц: судьба евреев во всех европейских странах, не находившихся впрямую под властью СС, «зависела от того, насколько каждая страна уважала равноправие граждан перед законом и как она обходилась с еврейским населением в ходе истории». Благодаря тому, что Дания даже под властью немцев уважала равноправие граждан, она смогла спасти своих евреев. Как сказал в 1994 году в интервью спасенный датский еврей Херберт Пундик: «Мы спаслись благодаря фантастическому датскому чувству порядочности. Каждый человек имеет значение — вот чему это нас учит. Ты можешь кого‑то спасти».
На фото Бойцы сопротивления разоружают датских солдат СС. Копенгаген, 1945
Комментарии
Эрнест Хемингуэй говорил, что может написать удивительный рассказ из 6 слов.
Есть вариант короче и еще удивительнее: офицер СС, еврей.
Брайан Ригг написал книгу «Еврейские солдаты Гитлера».
Он офицер морской пехоты США и доброволец армии обороны Израиля.
Профессор истории и преподаватель в Американском военном университете, штат Вирджиния.
Тема солдатов-евреев заинтересовала Брайана потому, что один из его предков был убит в Аушвице, а другой служил в Вермахте.
По словам Ригга, в Вермахте служило 150 тысяч евреев.
Вернер Гольдберг (нем. Werner Goldberg) — немецкий солдат, еврей по отцу, военнослужащий Вермахта, послуживший фотомоделью для пропагандистской иллюстрации в качестве «идеального германского солдата».
Что значит рассовый
nutau,
Смирнов,он же Хазин,он же Норкин из семьи вертухаев.
Успехи у него в охранке: все больше преданных. Спасает жизнь в обмен на сотрудничество. Провокатор, который знает всех в лицо. Агент ФСБ часто внедряется к пацифистам. Много провалов из-за пьянки. Провокатор по природе.
Эрих фон Манштейн (нем. Erich von Manstein) — германский полководец, генерал-фельдмаршал.
Родился 24 ноября 1887 года в Берлине в семье генерала Фрица Эриха фон Левински, но был усыновлён генералом Георгом фон Манштейном.
В декабре 1933 г. фон Манштейну было присвоено воинское звание полковника, а в феврале следующего года он назначается начальником штаба 3-го военного округа (Берлин).
Тогда же он выступил против дискриминации военнослужащих-евреев, но благодаря покровительству фон Фрича никаких мер к нему принято не было.
Тем не менее, Манштейн по факту был соучастником Холокоста.
Смирнов,он же Хазин,он же Норкин из семьи вертухаев.
Успехи у него в охранке: все больше преданных. Спасает жизнь в обмен на сотрудничество. Провокатор, который знает всех в лицо. Агент ФСБ часто внедряется к пацифистам. Много провалов из-за пьянки. Провокатор по природе.
Уважаемый Давыд.
Евреям нет необходимости постоянно доказывать всему населению планеты Земля, что гитлеровские нацисты и поддержавшие их страны Европы, имели своей целью, в том числе, полное и поголовное уничтожение евреев, как нации.
Одновременно, те же, имели своей целью уничтожить физически те нации, которые они считали необходимым уничтожить.
Следовательно.
Выделять евреев, как особую категорию, подлежащую уничтожению, согласно планам гитлеровцев, не стоит. Потомому, что у гитлеровцем были планы по уничтожению народов, гораздо более многочисленных, чем еврейский народ.
Трагедия еврейского народа, холокост, не требует ни многократного подтверждения, ни старания подтвердить его ещё раз. Потому, что именрно этот пример звериной сущности нацистского гитлеровского режима есть самый показательный.
Paulius, Это ваше личное мнение. У Шикльгрубера оно было другим.
Гитлер и нацисты выделяли евреев и цыган, как особую категорию, подлежащую уничтожению, согласно планам гитлеровцев. Только этих людей убивали по факту их принадлежности к данной нации.
Другие народы нацисты хотели прежде всего поработить.
Трагедия еврейского народа, холокост, требует постоянного многократного подтверждения.
Достаточно хотя бы почитать многие комментарии в НЛ. В России сейчас, как было в СССР, нет государственного антисемитизма, но его симптомы уже слышны. Прислушайтесь...