Скромное обаяние позднего социализма. Брежнев
На модерации
Отложенный
Время, которое политологи дружно и довольно презрительно окрестили "эпохой застоя" (с 1964 по 1982 год), в народной памяти, наоборот, сохранилось как одно из самых благополучных, комфортных и уютных. Именно Брежнев дал России отлежаться перед новыми испытаниями.
И этот феномен повторяется в нашей истории регулярно. Вот и здесь Брежневский период, вклинившийся между Лениным, Сталиным, Хрущевым, с одной стороны, и перестройкой, помноженной на ельцинскую "загогулину", с другой, остался в памяти единственным оазисом покоя. На смену Хрущеву пришел, наконец преемник, приятный во всех отношениях. И элите, и народу.
Вообще, если в народе и было недовольство "выдающимся деятелем мирового коммунистического движения, Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР", то оно благополучно для Кремля трансформировалось в бесчисленное количество анекдотов о лидере нации.
В целом до самой смерти Ильича оставалась довольной и элита, доверившая Брежневу управлять собой, а заодно и страной. Беспокоили, конечно, экономика и международное положение, но не сам генсек.
Кстати, вовсе не Брежнев, как многие считают, стоял во главе антихрущевского заговора, он вообще не обладал лидерскими качествами и не любил радикальных решений. Если такое решение им и принималось, то лишь под воздействием ближнего окружения или действительно неумолимых обстоятельств. Леонид Ильич оказался втянутым в водоворот заговора в силу своей уже высокой должности в партийном аппарате, а затем избран на роль вождя как раз потому, что ничего от лидера главные участники переворота в нем не увидели.
Какое-то время считалось даже, что это фигура временная. Не учли одного обстоятельства - этот действительно абсолютно некомпетентный во многих областях человек уже хотя бы в силу своего жизненного опыта неплохо разбирался в кадровой политике, а потому всех своих потенциальных конкурентов без шума и скандалов постепенно, но решительно отстранил от реальных властных рычагов. Это и было для Брежнева весь срок его правления главным, а все остальное второстепенным. Хотя в это "второстепенное" попадала вся внутренняя и внешняя политика страны.
Внешней политикой занимался Громыко , которого, как говорят, Леонид Ильич искренне уважал и которому доверял. Текущими государственными и экономическими вопросами занимался профессионал Косыгин . Вопросами обороны - опытный Устинов . Идеологией - инквизитор Суслов . Специалистом по международному коммунистическому движению считался Пономарев . И т. д. Но вот кадрами занимался лично Генеральный секретарь.
Кадровую политику Брежнев, как и все лидеры нашей страны, проводил, опираясь главным образом на личные знакомства. В Брежневские времена даже бытовало изречение: "раньше были допетровские времена, потом петровские, а теперь днепропетровские".
Так много людей перетащил к себе в Москву из Днепропетровска , где он когда-то работал, Леонид Ильич.
В очередной раз приходится констатировать, что и на сегодня в России в этом вопросе мало что изменилось. К той давней цепочке "допетровские, петровские, днепропетровские времена" надо лишь добавить дополнительное звено - "питерские". Вот и вся новизна.
В сущности, Брежнев стал выразителем интересов и настроений партийно- государственного аппарата, он возвратил ему многое утраченные ранее привилегии, повысил оклады и почти ничем не ограничивал власть местных руководителей и руководителей республик.
И главной заслугой Леонида Ильича везде был не его собственный вклад в общее дело, а умение не мешать работать другим. За что, кстати, многие ему были искренне благодарны.
На самом деле тишина Брежневских времен во многом призрачна. Именно во времена Брежнева в ЦК велась серьезная подковерная борьба между сторонниками сталинизма и партийными либералами. Как это и происходит обычно в условиях единовластия, борьба велась, во-первых, негласно, а во-вторых, за позицию, которую займет генсек. От его воли зависело, будет ли ликвидировано главное достижение Хрущева - итоги XX съезда. А следовательно, каким курсом пойдет дальше страна.
Понятно, что главной движущей силой антихрущевского переворота были аппаратчики-сталинисты. Понятно и то, что Брежнева не посадили бы на партийный престол, если бы и он сам не позиционировал себя в разговорах с заговорщиками как сталинист.
А вот дальше все пошло не по сценарию. Радикализм сталинистов Брежнева, как оказалось, пугал не меньше, чем радикализм либералов.
В результате Леонид Ильич выбрал в присущей для себя манере средний путь. Коренного пересмотра итогов XX съезда генсек не допустил. С другой стороны, в нескольких подходящих случаях Брежнев пусть и мельком, но имя Иосифа Виссарионовича все же публично упомянул, что изрядно обнадежило многих поклонников "отца народов". Но они же снова и напугали Леонида Ильича своими неистовыми овациями при упоминании сталинского имени.
Так что и здесь Брежнев решил дать сложной проблеме отлежаться. А борцам но обе стороны баррикад перевести дух, авось как-нибудь все само собой рассосется.
Толком, как мы знаем, не рассосалось и до сих пор. Но пауза, взятая Брежневым, стране пошла на пользу. Сталинизм и страх, порожденный им, начали очень медленно, но все же растворяться, как "ежик в тумане".
К тому же если уж Генеральный секретарь объявил в стране привал, то было бы нелогично будоражить Россию ни сталинскими, ни либеральными боевыми кличами.
И в этом была своя житейская мудрость. Нельзя бесконечно думать о том, что будет завтра.
Комментарии
Помимо того, что Лёня прессовал СССР мракобесием царской мерзости беззакония 1864 года, ленинской засадой на свободу совести 1918 года, беспринципной трактовкой истины 1934 года, инфернальной трактовкой жизни 1954 года, высшая цель Советского государства в Конституции СССР 1977 года носила радикально беспринципный и инфернальный характера вопреки имиджу всего прогрессивного человечества.
Валерий Ушаков, ты хоть сам понял, что сказал?
Валерий Ушаков, хреновая память. однако деменция,если в памяти осталось только это.
ВЛАДИМИР БУРНОС, если Вы не знаете этого, то у Вас отсутствует сознание, а память она не может заменить сознание и спасти от аборта свободы совести со школьной скамьи, который штамповался в СССР и штампуется сегодня.
Дима Димыч, мною перечислены юридические факторы, в курсе которых должен быть каждый гражданин России, на деле владеющий знанием лучшей в мире юридической точки зрения России образца 1993 года.
Вполне положительный, достойный человек, настоящий герой войны, тихо был руководителем огромной страны, не особо подозревая, что за его спиной, настоящие правители страны в лице Суслова, Пономарева, Андропова и других последовательно ведут подготовку к реставрации в стране капитализма и, уже с середины 70-х годов готовя ее разделение на части. Будучи сам с Черненко, в целом, приверженцем коммунистической идее, абсолютно не знал, а еще меньше понимал суть антиленинской политики, которую вел ЦК КПСС во времена Хрущева и после его отставки.
экономику свою надо было развивать а не тратить ресурсы на гонку вооружений и снабжение заграничных ком партий и союзников
Сергей, Очень жаль, что все, кто умеет руководить государством, уже работают таксистами и парикмахерами. — Франсуа Миттеран,
При Брежневе появились первые джинсы и кроссовки именно нашего производства, а не Китай. Заводы строились, инженеров воспитывали. А при нынешном режиме только все рушится.
эдельвейс812, вот это верная мысль товарищ и у вас хорошая историческая память, а то здесь у некоторых историческая деменция.
Патологическое влечение к наградами, характеризует Брежнева, как не государственного деятеля с широким кругозором, а как недалекого, номенклатурного чиновника, среднего уровня...