Конец прекрасной эпохи

На модерации Отложенный

А ведь ещё лет 8 – 10 назад народ в России жил так, как не жил никогда прежде. Вообще никогда в истории. Не было в России такого уровня потребления ни до, ни после 2010 – 2015 гг. Еще до всех этих санкций я часто задавал себе вопрос: а за чей счет этот банкет? Откуда денежки?

Количество хороших машин у населения (не подержанных иномарок, как в начале 2000-х, а хороших, современных) было огромным. Две машины в семье уже не было чем-то из ряда вон выходящим. Дача перестала быть признаком богатства, превратившись в норму. Причем не деревянный домик на шести сотках, как в СССР. Окрестности больших и малых городов сплошь покрылись кирпичными или блочными домиками и домами. С красивыми заборчиками. С газончиками. Нередко в два этажа (ну, или в «полтора», с обитаемым чердаком). Гараж, баня, газонокосилки/поливалки/беседки/печки для барбекю. Не лопата, а надувной бассейн. Не грядка с картошкой, а ландшафтный дизайн.

Семья со средним достатком по 2 – 3 раза ездила в отпуск, многие за границу. Города покрылись новыми многоэтажками, настоящий строительный бум. В выходные семья не копала огород, а отправлялась в автопутешествие в область. В гипермаркетах народ швырял в тележку продукты, не глядя на цену. В 80-е годы (а тем более раньше) о такой жизни многие даже и не мечтали. А в середине 2010-х Европейцы завидовали щедрым русским туристам, приехавшим на шоппинг.

Конец прекрасной эпохи

И при этом страна мало чего производила! Самолеты не делала совсем, движки не делала, турбины, станки, грузовики, лекарства, элитные продукты, качественные стройматериалы, оборудование для нефтегазодобычи – все тащили из заграницы. «За чей счет был этот банкет? Что мы такого производим, что так много потребляем?» – задавал я себе вопросы.

Конец прекрасной эпохи

Разумеется, я тоже потреблял. Работа часто заключалась или в перекладывании бумажек, или в проверках, или в охране. Многие трудились в банках, турфирмах, страховых агентствах, салонах красоты, автосалонах, торговле всякой всячиной. В общем, услуги, торговля и госуправление. И несметное число охранников. А что страна производила? Ничего. Только энергоресурсы и сырьё. Мы их добывали и продавали – нам платили деньги, которые они там печатали столько, сколько надо.

"Бизнес" заключался в том, чтобы что-то купить на западе и продать в России. Все были довольны. Особенно довольны были те, кто сидел на откатах. И даже не смотря на космические откаты, населению доставалось немало денег.

Конец прекрасной эпохи

Такая экономическая модель не могла существовать долго. Это все понимали, даже те, сидел на откатах. Здравый смысл подсказывал, что эта халява ненадолго. Но никто не хотел сказать об этом первым: нема дурных. Все спешили пожить всласть. Уровень потребления многих стран явно не соответствовал уровню производства. Мы добывали ресурсы, запад производил деньги. Эта схема не могла не рухнуть, она не была жизнеспособной.

Конец прекрасной эпохи

Попыткой снизить уровень ничем не оправданного потребления была пандемия с ее самоизоляциями и запретами. Но зачем-то одновременно с запретами на западе начались огромные денежные вливания не пойми во что. Видимо, золотой миллиард рассчитывал, что они смогут за счет эмиссии денег обдурить весь остальной мир: ведь за работу их печатных станков расплачивались все, размазывая инфляцию по всей планете. Но не получилось. И тогда было решено прибегнуть к самому эффективному способу сокращения уровня потребления и затягивания поясов: к вой _не. Она стала неизбежной именно после неудачных ковидных ограничений и неудачной попытки как-то изменить потребительскую модель и экономический уклад.

Конец прекрасной эпохи

К чему это я пишу? Жить так, как мы жили перед 2014 годом, мы уже не будем. Халява кончилась. Нужно учиться экономить, считать копейки, выкраивать. И работать нужно учиться. Не только бумажки перекладывать, и не только охранять. Нужно делать что-то реальное и сложное. Это трудно: придется заново учиться. Выросло целое поколение, уверенное, что блага должны сыпаться прямо на голову, а работа нарушает права человека. Увы. Ломка будет тяжелой и отнюдь не добровольной. Но это единственное условие сохранения страны. Кто не работает – тот не ест. Был когда-то такой принцип. Нам всем придется его вспомнить, а многим впервые о нем узнать