Атаман Игнат Некрасов: «Не возвращаться в Россию при царе»
На фото: бюст Игната Некрасова в музее в Старочеркасской (Фото: автора)
Кто такой Игнат Некрасов? Донской атаман, бунтовавший против царя Петра. Все мятежники у нас кончали плохо: Болотников, Разин, Булавин, Пугачёв… Но здесь мне вспоминаются строки британского поэта Джона Харристона (1561−1612):
Мятеж не может кончиться удачей,
В противном случае его зовут иначе.
26 сентября 1962 года в Стамбуле на митинге в пассажирском порту советский консул торжественно вручил некрасовскому атаману Петру Стеклову красное знамя, и 999 последователей Игната Некрасова поднялись на борт комфортабельного лайнера «Грузия». Но в Новороссийск прибыло 1000 некрасовцев. Тысячный реэмигрант, названный Семёном, родился на борту теплохода.
В Новороссийске — знамёна, цветы, оркестр, объятия. Некрасовцы выполнили главный завет Игната: «При царе не возвращаться» и были приняты, как победители.
А с чего всё началось? С бунта, как водится на Руси. На Дон с XV века бежали люди от террора московских владык.
В начале ХХ века известный историк Евграф Петрович Савельев доказал, что донские казаки берут свое начало от волжских, а те в свою очередь от «хлыновских воров». Московские владыки именовали «хлыновскими ворами» новгородских и местный ушкуйников, базой которых с начала XIV века был город Хлынов на реке Вятке.
К каждому отряду донцов, возвращавшемуся с войны или из посольства в Москву, приставали десятки, а то и сотни людей.
Вот, к примеру, в 1656 году через Белгород из Чугуева проследовали 200 донских казаков во главе с атаманом Семеном Широким. Они шли с войны в Малороссии. Постояв в Белгороде четыре дня, казаки пошли дальше домой. Вместе с ними на Дон ушло 34 человека, «из них полковых детей боярских — 3 человека, солдат — 2, станичный ездок — 1, стрельцов — 10 (в том числе стрелецкий пятидесятник Степан Устинов), казаков — 3, крестьян сына боярского И. Тарасова — 2, а также холоп [боевой — А. Ш.] самого воеводы И. Акинфова. Помимо этого, родственников (детей и зятьев) станичных голов и ездоков — 6 человек, 1 зять полкового сына боярского, родственников стрельцов — 5 человек. Почти все они отправились к казакам со своими лошадьми».
В том же 1656 году отряд донских казаков проезжал через небольшой городишко Карпов. Местный воевода Павел Селиванов отписал в Москву, что с казаками убежали: 13 детей боярских, 38 человек «драгунсково строю», 11 казаков, 17 стрельцов и три пушкаря.
Да что пушкари! В 1748 г., уже при Елизавете Петровне, на Дон в казаки подалась… администрация уездного города Чернь. В числе бежавших были чернский воевода Ляпунов, подьячий и канцелярист.
Довольно часто беглецы присоединялись к торговым караванам судов, спускавшимся вниз по Дону. Нередко купцы возили на Дон девок, которые там высоко ценились.
6 июля 1707 года в Люблине царь Пётр отправил указ полковнику князю Юрию Владимировичу Долгорукову навести порядок на Дону: «…сыскать всех беглых и за провожатыми и з женами и з детьми выслать по-прежнему в те ж городы и места, откуда кто пришёл».
Пётр прекрасно знал неписаный закон казаков: «С Дона выдачи нету». Тем не менее 2 сентября 1707 года Юрий Долгоруков с двумя сотнями солдат прибыл в Черкассы. Атаман войска Лукьян Максимов и старшина формально согласились с царским указом, но выполнять его не спешили. Тогда Долгоруков решил сам начать ловлю беглых.
Последовали дикие расправы над казаками, их жёнами и детьми.
В ночь с 8 на 9 октября 1707 года казаки под командованием атамана Кондрата Булавина убили Юрия Долгорукова и ещё 16 офицеров и подьячих, солдат же обезоружили и отпустили. Так началось знаменитое Булавинское восстание.
В начале мая Кондрат Булавин допустил стратегическую ошибку, разделив свои силы и направив их по расходящимся направлениям.
«Семён Драной пошёл своею силою по Изюм, а с ним силы 10 000. А Игнат Некрасов пошёл на Саратов и на Козлов, а с ним силы 40 000. А сам наш войсковой атаман Кондратей Афонасьевич Булавин пошёл под Азов и под Таган, 2000 кубанцев и запорожцов и наших козаков».
7 июля 1708 года в Черкасске казацкие старшины во главе с Иваном Зерщиковым произвели переворот. Кондрат Булавин был убит, а по другой версии — застрелился.
Успешным оказался лишь рейд атамана Игната Некрасова вдоль Волги на Камышин и Царицын. Узнав о гибели Булавина, Некрасов привёл своих людей в район Переволочны (между Доном и Волгой).
В 1708 году Пётр приказал не только казнить участников восстания, но и уничтожать десятки казацких городков вместе с населением. Солдаты убивали женщин и детей (чаще всего топили в Дону) и сжигали все строения. Только отряд Василия Долгорукова (брата убитого) уничтожил 23,5 тысячи казаков мужского пола, жён и детей не считали. Кстати, в карательной операции участвовали и малороссийские казаки, посланные Мазепой.
Мало того, православный царь не постеснялся натравить на казаков орды калмыков.
Калмыки резали всех подряд, но, в отличие от князя Ю.В. Долгорукова, не вели учёта своим жертвам. И ещё не убивали женщин, а уводили их с собой.
В такой ситуации Игнату ничего не оставалось, как увести свой отряд численностью от 3 до 8 тысяч казаков (по разным источникам) в ногайскую степь, а затем на Кубань и отдаться под покровительство крымского хана. Замечу, что это было не паническое бегство, а организованное отступление. Казаки ехали строем под знамёнами, в отряде было не менее 7 пушек. За ними ехали многие сотни телег с женщинами и детьми.
Крымский хан разрешил некрасовцам поселиться между Темрюком и Копылом (сейчас Славянск на Кубани). Любопытно, что развалины одного из казачьих городков на Кубани ещё в начале ХХ века называли Некрасово городище.
На Кубань к некрасовцам ежегодно бежали сотни донских казаков, а также раскольники со всей России. Это вызывало беспокойство царских властей. По приказу Петра дворянин Василий Блёклый прибыл в Бахчисарай к хану Девлет Гирею с большими подарками просить выдачи некрасовцев. Хан подарки взял, а по поводу казаков удивился: «…чего мне отдать, чего у меня нет».
Крымские ханы высоко ценили некрасовцев, и хан Менгли Гирей II в 1730-х годах содержал личную охрану из сотни казаков-некрасовцев. В походах крымского хана сопровождала гвардия из 500 некрасовцев.
После присоединения Крыма к России некрасовцы морем ушли в Турцию. Отдельные отряды поселились близ Трапезунда и Синопа. Турецкий султан предложил некрасовцам перебраться в Добруджу близ дельты Дуная. Аргументами для переселения стали более близкие к Кубани природные условия и то, что в Добруджу постоянно бежали русские старообрядцы, да и просто солдаты и крестьяне.
Первая партия некрасовцев ушла на своих судах из Анатолии на Дунай в 1779 году. Переселившимся из Анатолии некрасовцам турецкий султан дал для поселения в Добрудже земли близ озера Разельм (Разин), где некрасовцы основали сначала две слободы, Дунавцы и Сарыкиой. В первой было местопребывание атамана некрасовских казаков, набралось всех переселенцев до 1200 семейств, а во второй — около 400 семейств.
Турецкий султан подтвердил все права и привилегии, какими некрасовцы раньше пользовались на Кубани. Никаких податей и налогов турки с некрасовцев не брали, обязательных повинностей воинской и земской не требовали. Некрасовцы свободно исповедовали свою старую веру, с позволения турецкого правительства строили в своих селениях церкви, имели священников и даже епархиального архиерея. Некрасовцы, как и подобает казакам, ежегодно по своему обычаю избирали себе сельских атаманов и войскового атамана, начальствовавшего над всеми турецкоподданными некрасовскими казаками. Суд и выносимые судом наказания оставались у них прежними, без применения к турецким законам.
Некрасовцы ловили рыбу в низовьях Дуная и охотились на зверей, то есть продолжали жить по-русски.
Однако из-за непрерывных кровавых конфликтов с «задунайскими» запорожцами некрасовцам пришлось уйти с Дуная. Часть их осела на побережье Эгейского моря, в Эносе в восточной Фракии, другая — в азиатской Турции на озере Майнос (озеро Куш), в 25 км от портового города Бандырма на побережье Мраморного моря.
Главным заветом Игната было «не возвращаться в Россию при царе». Понятно, что некрасовцы с надеждой восприняли весть о свержении самодержавия и постепенно стали возвращаться на родину. Так, в 1921 году по указанию Совнаркома некрасовцы на Кубани основали поселок на 76 дворов недалеко от станицы Приморско-Ахтарской.
В 1962 году, перед возвращением казаков на родину, турки дочиста ограбили некрасовцев. В частности, были украдены 107 икон древнего письма, 90 старопечатных книг, шесть колоколов, вся церковная утварь. Мусульмане-турки мотивировали грабёж тем, что за давностью лет все эти предметы являются национальным достоянием Турецкого государства.
Н.С. Хрущев, рьяно боровшийся с «опиумом для народа», на сей раз сделал исключение и выделил некрасовцам деньги и место для постройки церквей. И казаки немедленно приступили к возведению храмов: в посёлке Новокумском — Успенского, а в Кумской долине — Троицкого, то есть тех самых приходов, которые у них оставались ещё в Турции.
На кубанской земле впервые установились дружественные отношения между «задунайскими» запорожцами и некрасовцами, которых выбросили из нашей истории Пётр I и Екатерина II.
Через 40 лет после возвращения последних некрасовцев в СССР в станице Старочеркасской на Дону был открыт музей казаков-некрасовцев.
На фото: антифеодальные походы казаков-некрасовцев в 1709-1740 гг. (Фото: автора)
В июле 2009 году я посетил этот музей. И был приятно удивлён. В начале экспозиции — скульптура Игната Некрасова. У кого-то могут вызвать недоумение большие карты походов казаков с Кубани до Харькова, Воронежа, Тамбова, Нижнего Новгорода, Пензы и Казани, под названием «Антифеодальные походы казаков-некрасовцев в 1709—1740 гг.» При желании оные рейды можно назвать «походами за зипунами». Это с какой стороны смотреть.
Комментарии
А в чём проблема?
Казаки САМИ предали русскую династию Рюриковичей и протолкнули на трон засланных иноземцами романовых, в надежде урвать для себя барахлишка.
За эту иудину проделку, ВСЕ романовы, геноцидили казаков по полной программе.
Тогда казаки, повторно предали своё Отечество засланным иноземцами комунякам.
За это паскудство, комуняки, также отблагодарили казаков их геноцидом.
Посля казаки решили воевать за фатерлянд гитлера, но благодарности от него не получили.
В 90-тые году по РТР был показан документальный фильм о жизни и быте "турецких" казаков. И именно речь там шла об этих самых 999 казаков. Почему-то не ставилось отличие между некрасовцами и запорожцами. Происходила медленная ассимиляция, в основном с православными греками. Поэтому только 999. Ни о каких притеснениях со стороны Османских правителей не было. Там в фильме прозвучала такая фраза :" Этот народ никогда не вмешивался в нашу внутреннюю жизнь". Поэтому фраза из статьи "В 1962 году, перед возвращением казаков на родину, турки дочиста ограбили некрасовцев." мне кажется надуманной.
Гюля Солтан, надо просто посмотреть в их Церквах есть старые иконы или нет? Мне тоже кажется, что сие специально придумано. Они воины и у Тюрков если воины служили верой и правдой тем, кто дал им приют, они пусть не единоверцы, но свои честно служившие и нельзя такое совершать. Это всё равно, что потерять лицо. А Хрущ, он же еврей и папа у него Лукавый.