Холокост под Ленинградом

На модерации Отложенный

Эти страшные 872 дня нацисты с особым рвением «очищали» Ленинградскую область от евреев: вешали, жгли заживо, топили в выгребных ямах.

Ленинград был блокирован через два с половиной месяца после начала Великой Отечественной войны. Должного информирования жителей о реальном положении дел и перспективах развития ситуации не было. Вот почему евреи, проживающие не в самом городе, куда немцы так и не вошли, а в близлежащих районах, осознали нависшую над ними угрозу геноцида уже постфактум – после оккупации территорий Ленинградской области нацистскими войсками.

Вот доклад, отправленный в Берлин руководством «эйнзацгруппы А», осуществлявшей массовые убийства евреев на прибалтийском и ленинградском направлениях: «18 февраля 1942 года. Были предприняты усилия, чтобы очистить территории от евреев настолько полно, насколько это возможно. Расстрелы производились таким образом, чтобы привлекать по возможности как можно меньше общественного внимания. Этот метод успешно применялся почти повсеместно вплоть до настоящего времени. Даже в городах, где производились крупномасштабные расстрелы, время и место уничтожения евреев оставались неизвестными».



Одной из самых зверских расправ стало уничтожение евреев в городе Пушкин – в связи с этим его даже называют северной границей Холокоста. Немцы ворвались в город 18 сентября 1941 года – сначала грабили, а через два дня стали убивать. Большинство жителей прятались тогда по подвалам зданий – их и начали один за другим осматривать немцы. После первых же досмотров на площади перед Екатерининским дворцом фашисты расстреляли 38 человек, в том числе 15 детей. Многие из них не были евреями – но за нахождение в одном убежище с евреями они были расстреляны как «сочувствующие» и лояльные к ним. Так гитлеровцы пытались разжечь антисемитизм и подтолкнуть население города добровольно выдавать им евреев, а не прятать их и не помогать им.

Позже, во времена голода, который испытывали не только в блокадном Ленинграде, но и на оккупированных территориях, немцы расклеивали плакаты, обещая полкотелка супа в обмен на одного еврея. В единичных случаях это работало. Имели место и факты жесточайшего проявления антисемитизма со стороны перебежчиков, присягнувших на верность фашистам. Среди последних был директор одной из школ города Пушкин по фамилии Тихомиров и некто Игорь Подленский: они не только сдавали евреев нацистам, но и лично принимали участие в расстрелах.



Но нелюди все же исчислялись единицами. Поначалу немцы попытались было приглашать жителей города на казни, суля раздачу всего имущества расстрелянных евреев, но быстро забросили эту идею. На казни никто не ходил, а уложенные на местах показательных расстрелов вещи убитых никто не брал. Осознав, что массовой сдачи евреев они не дождутся, немцы сменили тактику, оповестив горожан, что расстрелы – это крайняя мера, лишь как следствие непослушания. На самом же деле, евреев «просто» нужно отправить в рабочие лагеря. После этого оккупационные власти расклеили приказ об обязательной регистрации всех жителей: 4 октября в комендатуру надлежало явиться евреям, остальных же жителей города ждали там же 8–10 октября.

Надеясь, что явка поможет избежать смерти, утром 4 октября 1941 года евреи города Пушкин потянулись к немецкой комендатуре. Свидетели вспоминали, что к полудню во дворе комендатуры собралось порядка 800 человек.

Их всех отвели в подвалы Екатерининского дворца. Через несколько дней, продержав людей без пищи и воды, отдельными группами их начали выводить и расстреливать в парках. Как правило, приговоренные сами копали себе могилы, вот почему до сих пор с достоверностью и не восстановлены все места казни. По одному из свидетельств, массовые места захоронений были во дворе бывшей 3-й школы, в Александровском и Екатерининском парках, в Пушкинском садике и на территории городского кладбища.



В память о погибших в годы немецкой оккупации евреях в городе Пушкин установлен памятник скульптора Вадима Сидура «Формула скорби». К сожалению, подобных монументов на территории Ленинградской области не так уж много. Один из них несколько лет назад был открыт в городе Павловске – до 1944 года это был город Слуцк. Там в 1941-м немцы расстреляли 41 еврея. Между тем, по крайней мере, памятных табличек во многих населенных пунктах Ленинградской области заслуживают еще тысячи погибших евреев.



Посёлок Вырица Павловского, а ныне Гатчинского района был оккупирован немцами 31 августа 1941-го. Немецких списков еврейского населения не сохранилось, но по переписи 1939-го в поселке проживало 138 евреев. Все они были согнаны в большой сарай, где содержался скот. По свидетельствам местных жителей, полицаи запрягали их в повозки, а с первым снегом – в сани, подгоняя плетьми и стариков, и детей. В начале ноября все евреи были вывезены из поселка на грузовиках – вскоре машины вернулись уже без людей. А весной в одном из окрестных лесов были найдены десятки изуродованных трупов – фашисты бросили тела после расстрела прямо в сугробы.

В том же Вырице осенью 1942-го фашисты организовали детский концлагерь, куда свезли 200 сирот из разных районов Ленинградской области. При освобождении лагеря живыми застали всего 50 детей – больных, изможденных трудом, голодом и побоями. Сейчас на месте вырицкого лагеря стоит небольшая стела с надписью: «Детям Ленинградской земли, погибшим от рук немецко-фашистских захватчиков в Великую Отечественную войну».



В городе Гатчине и Гатчинском районе проживало 1200 евреев. Те из них, кто не успел эвакуироваться, погибли в расположенных на тех землях нескольких концлагерях, центральным из которых был «Дулаг-154». Именно в Гатчине, переименованной немцами в Линдеманштадт, были расквартированы специальные зондеротряды и «эйнзацгруппа А» – те не оставляли евреям, попавшим в застенки концлагерей, никаких шансов на жизнь. Старожилы вспоминали, что по всему городу были расставлены виселицы с трупами повешенных евреев: их «обновляли» каждые три-четыре дня.



Кингисепп, Красное Село, Луга, Петергоф, Тосно, Шлиссельбург – все это места массовых расстрелов евреев. Где-то убивали несколько семей, где-то – сотни человек: вешали, жгли заживо, топили в выгребных ямах. По немецким докладам, на территории Ленинградской области было уничтожено 3600 евреев – это половина всего еврейского населения области тех лет. То есть почти все, кто не был призван в ряды Красной армии и не успел эвакуироваться.

Алексей Викторов