Крепостное право в СССР

На модерации Отложенный




Председатель колхоза — советский барин-крепостник. Селяне свой статус новейших крепостных вполне осознавали. Большинство - молчали, но молодежь могла это и озвучить:

«Вот только что опять поговорила с Земсковой. Она заявила, что Коля – вредный мальчик: «От него учителя даже плакали. Стали разбирать [на уроке] крепостное право, а потом — как теперь вольно живут, а он говорит — и теперь как крепостное. Все в колхоз, а оттуда государству, а нам остатки... Мать [его] тоже политически вредная, мы б ее поставили на работу получше, да она властью недовольная...»

Но наиболее показателен в свете паспортизации этот эпизод: «И эта страшная «установка»: «Не вооружать паспортами»! колхозники не имеют паспортов. Молодежи они тоже не выдаются, — чтоб никто не уезжал из колхоза. Федорова взяла к себе «техничками» двух молодых колхозниц и выправила им паспорта. Земскова рвала и метала:

– Зачем ты вооружила их паспортами?

То же самое говорили мне и учителя: – Земскова чинит всяческие препятствия к тому, чтоб молодежь, даже ушедшая от нас в район, получила паспорта.

Это ужасно действует на ребят. Они говорят – зачем нам кончать [школу], нас отсюда все равно никуда не выпустят, а еще говорят, что молодым везде у нас дорога... Итак, баба умирает в сохе, не вооруженная паспортом...»

Упомянутую историю с сохой объясним. В дневниках Берггольц есть эпизод о крестьянке, которая перла соху, чтобы вспахать свой город, без которого на селе колхознику и не выжить, надорвалась и умерла: «Видела своими глазами, как на женщинах пашут», - записывает Ольга Берггольц.

.. квоты на сельских абитуриентов ввели где-то только в 1970-х. До этого зачисление в студенты происходило на общих основаниях. Казалось, что тут такого? Но в то время в колхозах школьников активно привлекали к сельхозработам с лета до конца октября. И весной школьники больше времени проводили в полях, чем за партами. Но в конце концов должны были конкурировать на равных с городскими выпускниками, которые в это время спокойно учились.

Тогда же буйным цветом расцвело взяточничество. За определенную сумму председатель колхоза мог выписать «вольную» и дать разрешение на переселение в город.