Россия столкнулась с беспрецедентной экономической угрозой

На модерации Отложенный

Безопасность страны предлагают обеспечить обязательным возвратом экспортной выручки

экономика, безопасность, западные санкции, инвестиции, экспортная выручка, демографические тренды, критические риски


Россия столкнулась с небывалым экономическим вызовом. Длительная стагнация с ростом экономики на 1–2% в год создает «критические риски для воспроизводства экономики и целостности общества», – предупреждает группа ученых из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП РАН). По их словам, минимальные темпы экономического роста 3–3,5% – это требования не развития страны, а ее безопасности. В качестве основного ресурса для наращивания инвестиций экономисты предлагают ввести обязательный обмен до 15% валютной выручки на инвестиционные облигации госкорпорации ВЭБ РФ.

    Анонсированная властями «новая модель» экономики еще должна быть сформулирована, дискуссия о ее параметрах только разворачивается. И сиюминутные попытки затыкания бюджетных дыр через повышение сырьевых налогов или разовые взносы не создают никаких ресурсов для долгосрочного развития.

    Группа экономистов во главе с членом ученого совета ИНП РАН Дмитрием Белоусовым предлагает репатриировать часть экспортной выручки из-за рубежа и по контролируемым государством каналам пустить на инвестиции вместо изъятий из Фонда национального благосостояния, с другой стороны госбанкиры увидели потенциал в наращивании госдолга и приватизации.

    Сочетание системных санкций, замедление мировой экономики и негативных демографических трендов (постарение населения, рост социальной и оборонной нагрузки) ведут к замедлению динамики российской экономики до 1,5–2% в вероятном сценарии и 1% в кризисном, пишут ученые. Соответственно замедлится динамика реальных доходов населения и потребления товаров и услуг – до 2% в кризисном варианте.

    Втягивание российской экономики в устойчиво низкие темпы роста означает возникновение критических рисков для воспроизводства российской экономики и целостности общества. Таких темпов просто не хватит для минимально необходимого воспроизводства экономики (даже минимального – строительства инфраструктуры, воспроизводства минерально-сырьевой базы и т.д.), противодействия бедности, обеспечения национальной безопасности. Со столь острым вызовом в сфере экономики Россия еще не сталкивалась, констатируют ученые.

    Напряженность бюджета будет возрастать из-за сочетания снижения цен на экспорт и объемов поставок углеводородов, необходимости финансирования социальной сферы, жилищного строительства (в том числе в Донбассе), обороны, технологического развития. Для решения задач эффективного суверенитета страна должна иметь более высокий приток ресурсов, что предполагает достаточно высокие темпы роста, не менее 3,5% в год, подсчитали они.

 86-4-3-650.jpg   
        Источник: ИНП РАН     

 Россия с точки зрения масштаба экономики и нефтяного сектора даже и до кризиса не могла быть отнесена к устойчивым «нефтяным экономикам».

Экспорт нефти, газа и нефтепродуктов в текущих ценах в 2011 году приносил 16,7% ВВП, в 2017-м – 12% ВВП, в 2020-м – 9,3% ВВП. В 2025 году вклад сырьевой ренты сократится до 9,1% ВВП, а в 2030-м –7,2% ВВП. Экономика РФ получила от этого источника 226 млрд долл. в 2019 году, в 2022-м (если считать в ценах 2019 года) – 193 млрд и не будет подниматься выше 177 млрд долл. в этих же ценах все годы с 2023-го вплоть до 2030 года.

    «Нет оснований ожидать роста спроса на углеводороды и цен на них. Нам предстоит конкурировать на стоящих (или сжимающихся) энергетических рынках в условиях экологической и технологической гонки – причем со странами, изначально находящимися в более благоприятных условиях. Энергосырьевой сектор не будет точкой масштабного извлечения ренты», – пишут ученые. Они считают, что в продвижении к «экономике суверенитета» Россия должна сделать ставку на проактивную, «атакующую», а не оборонительную позицию, взаимодействуя с партнерами различного уровня. Страна может добиться инвестиционного суверенитета, то есть возможности самим формировать программу развития, оценивать риски стратегических проектов и определять позиции на рынках. В рамках этого движения РФ должна сделать предложение союзникам и партнерам в развивающихся странах по капитализации среднетехнологического производства по принципу «лучше АТР, дешевле Европы», адаптированных для рынков развивающихся стран. «Необходимо выращивание отраслевых национальных чемпионов, ориентированных на предоставление альтернативных странам – лидерам решений».

    Проактивный инвестиционный сценарий позволит нарастить темпы увеличения ВВП: если в базовом сценарии он предполагает рост с минус 0,6% в 2023-м до 2,4% к 2030 году, то в инвестиционном – с минус 0,5 до 3,4%. Темпы прироста реальных располагаемых доходов населения при этом вместо траектории от 0,1 до 2,6% могут расти от 0,3 до 3,4%.

    Для финансирования новой стратегии ученые предлагают создать специальный инструментарий для трансформации оттока капитала в увеличение внутренних инвестиций. Речь об обязательном депонировании на специальном инвестиционном счете в ВЭБ РФ 10–15% средств российских компаний, направляемых для размещения в зарубежных финансовых активах или относящихся к нерепатриируемой экспортной выручке. Идею создать либо новый центр получения ренты взамен иссякающей природной, либо достаточно мощную «обычную» экономику с высокомаржинальными секторами за счет в том числе обязательного депонирования на специнвестсчете в ВЭБ эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) уже озвучивали в своем мартовском докладе (см. «НГ» от 09.03.23).

    В новом докладе говорится о том, что чистый отток капитала из РФ составил около 11% ВВП в 2007 и 2014 годах, около 13,5% в 2022-м (при этом свыше 9% из них – из нефинансового сектора). Правда, здесь есть неоднозначное видение самого предмета. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина на недавнем совместном заседании комитетов Госдумы рассказывала, что отток капитала – это вывод денег по сомнительным, подозрительным основаниям. «Он сейчас совсем небольшой – около 1 млрд долл.», – заявила Набиуллина.

    У компаний-экспортеров будет все меньше «токсичной» валюты. Россия переходит на национальные валюты при расчетах за энергоресурсы, сообщил вице-премьер Александр Новак.