К вопросу о справедливости

На модерации Отложенный

В девяностые годы у нас в школе появилась новая завуч. Переселенка из Грозного. Работала она там в престижной столичной школе  Порядки в нашей небольшой деревенской школе показались ей, мягко говоря, устаревшими. Она начала крутые реформы, и столкнулась с сопротивлением педколлектива. Обычно во всех мелких и крупных конфликтах она одерживала верх. Прежде всего потому, что тогда вообще было время крутых реформ в образовании. Но она еще и умела правильно себя поставить в любой ситуации. Не боялась бить ниже пояса.

А педколлектив был давно устоявшийся, со своими симпатиями и антипатиями.   И работала у нас учительница, у которой в трудовой книжке была одна запись. Как пришла в школу после института, так всю жизнь в ней и работала. Была она какой-то не заметной. Звезд с неба не хватала. На олимпиадах ее ученики мест не занимали.  В школьных скандалах и интригах участия не принимала. Просто работала.

Но был у нее один недостаток: она иногда опаздывала на первый урок. На несколько минут. Но школьное начальство с этим мирилось. Что поделаешь, в жизни всяко бывает.

Но вот новая завуч сочла, что с этими опозданиями надо жестко бороться.

И однажды, когда эта учительница в очередной раз опоздала на первый урок, завуч села в ее классе на заднюю парту и стала ее ждать.

Минут через десять после звонка учительница врывается в класс. В пальто, в сапогах. Не успела раздеться, так и зашла. Завуч посмотрела на это и молча вышла из класса. 

А после уроков вызвала ее к директору. И учительнице устроили разнос. Объявили выговор.

Учительница после этого пришла домой. Легла дома на диван и умерла. Ей тогда и пятидесяти не было.

Событие было резонансное. Разумеется, швырнуть завучу в лицо обвинение в смерти учительницы никто не посмел. Но между собой ее все обвиняли. 

На самом деле никакой вины завуча, разумеется, не было. Наказание за нарушение трудовой дисциплины было вполне адекватным и не смертельным. Но живые всегда в чем-то виноваты перед умершими.  А еще здесь имело значение то, что учительница была своя, а завуч - чужая. И не только чужая, но еще и ставит из себя неизвестно что.

Люди часто обижаются на несправедливость по отношению к себе.  Но, если задуматься, можем ли мы в сложных ситуациях быть справедливыми по отношению к другим людям?