Покидая Россию

На модерации Отложенный

Рассмотрев все обстоятельства, я пришел к выводу о том, что нынешняя волна эмиграции из России – самая глупая из всех, которые были. Реально, я уже услышал/прочитал столько идиотских историй про бежавших из страны людей, что страшно становится: неужели у них совсем мозг атрофировался?

А ведь эти люди ещё недавно по улицам мимо меня ходили и в кафе за соседним столиком сидели.

Но я стал думать дальше. Изгнание Бродского, “философские пароходы” и всякие герцены создали в общественном сознании (или моём отдельном сознании?) ощущение, что из страны всегда уезжали “лучшие” люди. (Отдельный вопрос, кто и зачем культивировал это ощущение).

В то же время старое мое удивление было в том, что из России тем или иным образом постоянно кто-то уезжает. Если не вспоминать уехавших из причерноморских степей ариев, а сосредоточиться на истории Руси/России, то сначала всякие печенеги-половцы угоняли народ в полон, потом монголы – и бежавшие от них в Литву русские князья, потом всякие крымские татары и черкесы, потом народ поехал Сибирь осваивать, потом Смута, Курбский и т.п., потом евреи поехали массово, потом Революция и вообще национальная катастрофа, потом Отечественная война, потом опять евреи и волна 1990-х…

Всё время уезжают.

И, казалось бы, тут уже ничего живого не должно было остаться, ВСЕ ЛУЧШИЕ ПОКИДАЮТ ЭТО ПРОКЛЯТОЕ МЕСТО.

Но, с другой стороны, вот они уезжают, а как-то хуже от этого не становится. Страна живёт, и неплохо живёт, получше большинства стран мира справляется. Вода в кране есть (да-да, а в Израиле с ней проблемы), электричество светит, отопление греет, в магазинах всего завались, асфальт на дорогах офигенно ровный. И закрадывается крамольная мысль: может, и правильно, что они все уезжают? Может, и хрен с ними, не нужны они тут? И без них только лучше?

А если бы они остались, гнильё всё это (кроме Бродского), то, может, было бы только хуже?

И вспоминается апостол Иоанн:

Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то́ открылось, что не все наши. (1Ин.2:19)