Если не ЕГЭ, то что?

На модерации Отложенный

Ну хорошо, мы против ЕГЭ. Но, как справедливо заметили в одной из телевизионных дискуссий, есть вопрос:  как тогда добиться, чтобы ребята из провинции могли поступить в престижный вуз?

Хороший вопрос. И о том, как его решить, будет ниже. Но есть другое интересное:  а правильно ли этот вопрос поставлен? В нём как в зеркале отражаются «метания» нынешней российской общественной мысли ‒ как сохранить утвердившуюся у нас либеральную систему, но при этом сделать её более «человечной»? Эта задача не имеет решения, так как сама личностно-ориентированная либеральная система абсолютно бесчеловечна.

И, всё же, о ребятах из провинции.

Какую на самом деле задачу решал ЕГЭ? А чтобы создать «механизм», обеспечивающий поступление выпускников школ из провинции в любой вуз страны. Обратите внимание, не создать систему, дающую любому школьнику в провинции такое образование, которое позволит поступить в самый престижный вуз. Нет, решалась задача создать именно «механизм поступления» в любой вуз. И эта задача, в общем, была успешно решена. Вот только выяснилось, что уровень образования стал падать катастрофически. Может потому, что была поставлена неправильная задача?

Лично у меня сложилось впечатление, что наши власть предержащие во главе с президентом относились и относятся к  образованию как к чему-то само собой разумеющемуся, эдакому стихийному. Реки всё равно текут, а школы всё равно работают, учителя всё равно учат. Поэтому и была поставлена задача, решённая с помощью ЕГЭ. Хотели как лучше….

Теперь о том как правильно решать. Для начала надо верно сформулировать задачу. Итак, нужно, чтобы у всех молодых россиян были равные возможности получить высшее образование любого уровня, независимо от их места проживания, доходов их родителей и т.п.

ЕГЭ не решает эту задачу потому, что не позволяет получить качественное школьное образование, а без этой базы нет и хорошего вузовского образования.

Чтобы решить поставленную задачу, нужно, во-первых, обеспечить хороший уровень школьного образования для всех. Что, фактически, требует создания совершенно новой системы начального и среднего образования, которая вберёт в себя всё лучшее из советской и российской имперской школы. Без отхода от либерализма этого сделать невозможно.

И во-вторых. Исключить коррупцию при приёме абитуриентов и во время сессий студентов можно лишь одним путём ‒ проведением правильной кадровой политики среди преподавателей вузов. Необходимо сделать так, чтобы преподаватели не хотели брать взятки. Неправильная фраза ‒ «не могли», правильная фраза ‒ «не хотели». Ибо человек разумен и, значит, способен обойти любой закон или инструкцию.

И, конечно, школьное и первое вузовское образование не должны быть платными.

 

Вместо постскриптума. Либеральная система в «пределе функции» старается отстранить человека от принятия решений, передоверяя это различным алгоритмам в виде набора инструкций и правил. С упомянутым ЕГЭ было так же. А нужно идти другим путём. Нужно доверять людям принимать решения. Но людей для этого надо научить и воспитать. В российской имперской и в советской школе преподаватели учили и сами принимали экзамены. И общество признавало это правильным.