Почему перед началом вахты наши космонавты всегда смотрят «Белое солнце пустыни»
На модерации
Отложенный
Учебное пособие и талисман
Картина «Белое солнце пустыни» режиссера Мотыля вышла на экраны в 70-ом году. В космосе к тому времени уже побывала плеяда первопроходцев от Гагарина и Титова до Быковского, Николаева, Терешковой, Леонова, Шаталова.
Естественно, что в Байконуре сложились некие обычаи, обряды «на удачу». Одним из них стал обязательный просмотр киноленты «Белое солнца пустыни» накануне старта.
В середине 70-ых на примере этого фильма космонавтов начали учить приемам киносъемки – обращаться с камерой, выстраивать планы. Необходимый навык, ведь, пребывание на орбите требовало постоянной документальной фиксации, в том числе, на кинопленку всех рабочих процессов.
В 1990-ых кассету с записью «Белого солнца пустыни» доставили на МКС, сделав культовый фильм чем-то вроде ее талисмана.
Но почему, спросите вы, именно это кино, когда в «золотой коллекции» советского кинематографа есть и другие шедевры?
Товарищ Сухов на орбите
Космонавты Алексей Губарев, Георгий Гречко, Петр Климчук и Виталий Севастьянов утверждают: необычную традицию создали они во время подготовки миссии Союз-12.
Предыдущий экипаж, речь о корабле Союз-11, погиб при посадке. А команда Союза-10 из-за технических проблем не смогла выполнить ключевое задание – состыковаться со станцией Салют-1.
Кроме того, незадолго до старта основной отряд Союза-12 сократили до двух человек.
Неудивительно, что космонавты ощущали заметное психологическое напряжение. Просмотр советского истерна (жанр, в котором снято «Белое солнце пустыни») оказался приятным, эффективным способов уменьшить это давление, справиться с ним. Герои ленты, бесстрастный, упрямый красноармеец Сухов и самоотверженный, радеющий за отчизну таможенник Верещагин дали экипажу необходимую энергию, настрой.
Закончив миссию, испытав новые спасательные скафандры и осуществив посадку, командир Василий Лазарев и бортинженер Олег Макаров в шутку сказали, что с ними был третий – товарищ Федор Сухов.
Если до этого случая традиция пересматривать любимый фильм в Звездном городке уже существовала, то после него она стала незыблемой.
А как только Федора Сухова начали считать незримым членом экипажа, ни один космонавт больше не погиб.
Оправданные суеверия
Представителям рискованных профессий чужды обычные страхи, но не причуды.
Скажем, космонавты незадолго до полета высаживают именные деревья, расписываются на двери комнаты в байконуровской гостинице, а на колею, по которой ракету выкатывают из ангара, инженеры бросают монеты.
Логика возникновения подобных ритуалов понятна. Если человек определенным образом готовился к полету и полет оказался удачным, значит, имеет смысл повторять все пункты и детали этой подготовки, ничего в ней не меняя.
Зачинщиком «звездных» традиций был сам Гагарин. В частности, с его легкой руки появился обычай слушать во время полета лирические песни о любви.
Да и у Сергея Королева, конструктора №1, были свои безобидные поверья. Кнопку «старт», например, он доверял нажимать только одному, конкретному человеку – Николаю Смирницкому, начальнику ГУ ракетного вооружения.
А еще «отец советских космонавтов» носил в кармане «счастливые» две копейки и никогда не назначал запуски на понедельники.
Другой важный аргумент в пользу «космических суеверий» – опасность, с которой до сих пор сопряжено освоение межзвездного пространства.
Мы летаем на орбиту более 60 лет, но полеты не стали чем-то вроде поездки на дачу.
Когда тебе предстоит погрузиться в махину, наполненную 274 тоннами ракетного, взрывоопасного топлива, и надолго оторваться от Земли… То будешь придерживаться и писаных правил, и неписаных.
Комментарии
Комментарий удален модератором
одним из таких неписанных правил было пописать космонавту на колесо автобуса перед стартом
Ага! Попадался такой видео кадр!:)))
ну вот, значит не я один его отметил))
У представителей каждой профессии есть свои суеверия, не только у космонавтов . Например, у хирургов есть примета, которая соблюдается во всех больницах, если инструмент во время операции упал на пол, то это значит, что привезут еще одного больного экстренно на операцию. Если срочно на него не наступить, то примета обязательно сбудется
быстро поднятое не считается упавшим