Так зачем в СССР уничтожили 120 миллиардов наличных рублей
На модерации
Отложенный
В самом начале 1991 года, Михаил Горбачев, тогда уже президент СССР, подписал указ, по которому полностью выводились из обращения 50 и 100 рублевые купюры, образца 1961 года.
На обмен этой наличности, бывшей на руках у населения, было отведено всего лишь трое суток, при этом сумма обмена была ограничена одной тысячей рублей на человека. Вау...
С указом Горбачева вы можете ознакомиться из представленной ниже газетной вырезки того времени.
В итоге, более 120 миллиардов рублей, которые люди не смогли или просто не успели обменять, через три дня превратились в резаную бумагу, в ничто, в пшик. В комментариях под статьей люди описывали разные ситуации, одна другой печальнее и страшнее.
Так, например, за пару дней до подписания Горбачевым этого указа, один из читателей получил большие командировочные, при чем крупными купюрами. По приезду на место командировки, а все дни, отведенные на обмен, он провел в пути, оказалось, что ему не на что даже пообедать.
В общем выглядело все это предприятие, как самое настоящее ограбление.., народа.., государством. Но случилось оно не просто так, была очень серьезная причина, из-за которой был подписан указ о прекращении приема к платежу крупных купюр образца 1961 года.
Имя ей - советские кооперативы...
В 1986 году Горбачев, в рамках перестройки, решил возродить в новом формате сталинские артели, прикрытые за три десятка лет до этого Хрущевым - граждане Советского Союза получили право заниматься частным предпринимательством.
Закон об индивидуальной трудовой деятельности подразумевал возможность ведения бизнеса частным лицам, им разрешили оказывать бытовые услуги населению, заниматься кустарными промыслами, традиционными ремеслами, общепитом.
Например, печь хлеб...
Хлеб, который испекли члены семейного кооператива. Азербайджан, 1987 год.
Трудиться можно было как самостоятельно, так и группами, включающими членов семей, т.е. то, что было можно делать при Сталине, но категорически запретили при Хрущеве.
Изначально идея была здравая, ее смысл был в том, чтобы, как при Сталине, переложить производство ширпотреба и оказание бытовых услуг, с плеч не справлявшегося с этой задачей государства, на частников.
Идея сама по себе неплохая и могла бы стать советским экономическим чудом, если бы не стали давать излишнюю волю "бизнесменам", а ограничили бы их определенными рамками.
Так в принципе и задумывалось, ведь в 1986 году закон подразумевал четкое определение сфер экономики, в которых могли работать частные предприниматели.
Сказать, что народ массово ломанулся в чуть приоткрытые новым законом ворота капитализма я не могу, т.к. за год, на весь Советский Союз, появилось чуть более девяти тысяч кооперативов...
Из которых бытовым обслуживанием занимались 3878, всего 2016 оказывали населению услуги общественного питания, 347 занимались сбором вторсырья и только 1332 делали что-то из ширпотреба, в основном это были швейные ателье.
В общем особого предпринимательского бума в стране за год не произошло. Власти задумчиво чесали загривок, думали, гадали, в итоге не нашли ничего умнее, как начать расширять список сфер деятельности, разрешенных частным лицам.
В конечном итоге, постепенно "откручивая гайки", к маю 1988 года дошли до того, что приняли закон о кооперации, который разрешал частникам заниматься любыми видами деятельности, которые не противоречили бы законам СССР и союзных республик.
Это был ящик Пандоры, открытый необдуманно, без предвидения последствий для экономики. Чтобы вы понимали, после принятия этого закона, кооперативы стали появляться как грибы после теплого летнего дождика.
К началу 1989 года их было уже под 80 тысяч и они продолжали плодится.
А почему?
Все дело в том, что по новому закону кооперативы платили мизерные, по сравнению с государственными предприятиями, налоги, от двух до десяти процентов от дохода. При этом кооператоры могли получать банковские ссуды под символические проценты, от 0.75, до 1% годовых.
Казалось бы, вот же оно, рождается, советское экономическое чудо! Сейчас все эти шараш-монтаж конторы с ходу завалят огромную страну ширпотребом и бытовыми услугами, только подождать с годик, не более.
Но этого не случилось...
Кооператоры, не будь дураки, очень быстро смекнули, что заниматься посредничеством и банальным "купи-продай", намного проще и выгоднее, чем реальным производством.
Уже к середине 1989 года более половины всех кооперативов ничего не производили, а посредничали или просто покупали/продавали, т.е. занимались элементарной спекуляцией.
Производством и обслуживанием населения, по документам, занимались лишь 45.5% кооперативов, но и эти, в подавляющем своем большинстве, по факту ничего не производили, они стали шлюзом для обналички денежной массы со счетов государственных предприятий.
Чтобы вы понимали, до появления в стране кооперации, на счетах заводов и фабрик постоянно крутились миллионы, а то и миллиарды рублей, но в безналичном виде. Все расчеты между предприятиями велись в безнале, эта денежная масса крутилась на счетах и никак не влияла на экономику, т.е. не порождала собой такое рыночное явление, как инфляция.
Но как только появились кооперативы, ушлые директора заводов и фабрик тут же стали организовывать свои собственные шарашки, как правило из членов своих семей и/или доверенных лиц, которые, о чудо, занимались тем, что якобы, выполняли заказы этих самых заводов и фабрик.
Деньги за "выполненную" работу директора перечисляли на счета кооперативов, которые без особых проблем их обналичивали. Т.е. делали то, что ранее не могли сделать государственные предприятия, даже с самыми ушлыми директорами у руля, даже в их самых влажных снах.
Стоит ли говорить, что фонд заработной платы в таких кооперативах, достигал порой чуть ли не 90% от оборота? Т.е. вы понимаете, что произошло? Именно оттуда, из тех денег, при чем вполне законно, появились олигархи девяностых...
А кооперативные цены, о которых уже тогда ходили анекдоты? Когда разница в цене товара или услуги, по сравнению с государственными, могла различаться кратно.
Сатира того времени, за 15 лет работы в НИИ грамота, все остальное.., за два года работы в кооперативе.
Тогда мало кто понимал, почему такие дикие цены у кооператоров, говорили - да кто у вас покупать за такие деньги будет? Да и не надо было покупать, цены, это так, для галочки и отмывки наличности...
Государственные деньги, ранее крутившиеся в замкнутой системе безнала, рекой потекли в частные карманы, при чем в виде реальных, вполне себе хрустящих купюр. При чем все было максимально законно, даже налоги эти кооперативы, как правило, платили исправно. А что не заплатить-то, если налог от двух процентов?
Представьте себе, только за год, с 1989-го по 1990-й кооператорами всех мастей была обналичена колоссальная сумма, сотни миллиардов, из которых, как минимум 110 миллиардов были "лишними", т.е. их в принципе не должно было быть в реальном обороте.
Денежная масса, попавшая из безнала в реальный нал, никак не была обеспечена товарами и услугами, ведь участвующие в схеме кооперативы, в своей массе ничего не производили, вообще, в принципе.
К концу 1990 года оказалось, что на весь Советский Союз в кооперации занято порядка семи миллионов взрослых, работоспособных граждан. И все это здоровые люди, получающие огромные зарплаты, но в принципе ничего не производящие*.
Только лишь 17.4% кооперативов что-то реально делали, какие-то товары и/или услуги, все остальные были шлюзом, для обналичивания 50 и 100 рублевых купюр...
---
После января 1991 года, когда буквально за три январских дня государство в прямом смысле уничтожило 120 миллиардов наличных денег, попавших в оборот за пару лет, кооперативы начали массово закрываться.
А уже к началу 1992 года вся эта кооперативная кухня приказала долго жить и не скучать. Кооперативы просто уже не были нужны, пришла новая, рыночная эпоха, время скупать то, что строил советский народ.
На деньги этого же народа, благополучно "откооперированные" у него в конце восьмидесятых. И 120 миллиардов, которые были уничтожены горбачевским указом, это так, капля в море, особой погоды не сделавшая...
---
* Кооперативный бум. Журнал "Живая история", 26 октября 2017 года. Роман Кирсанов, кандидат исторических наук.
Комментарии