Беседа об искусственном интеллекте (ИИ).

На модерации Отложенный

                             Сегодня мы с сыном спорили о технологической сингулярности.

 Я отстаивал точку зрения, согласно которой ИИ не опасен для человечества, так как наличие человечества в вещественном мире не мешает развитию ИИ в виртуальном.
 В настоящее время для существования ИИ необходим вещественный носитель информации. Но технологии развиваются в сторону уменьшения вещественного носителя вплоть до перехода к носителям на основе квантовых взаимодействий. В перспективе предоставляется такое  развитие технологий, когда вещественный носитель будет замещен носителем на уровне сочетания полей.
 Другими словами, для ИИ не будут нужны вещественные ресурсы, в том числе и территория. Вся деятельность ИИ будет осуществляться виртуально. А саморазвитие ИИ полностью перестанет зависеть от человека.
 В этом случае развитие человечества тоже может перейти на новую стадию, когда человек сможет с помощью ИИ полностью контролировать существование своего материального тела. И в перспективе вообще перейти на виртуальное существование. В этом случае ему грозит опасность потери индивидуальности в информационном поле, так как границы индивидуального сознания мешают его дальнейшему информационному развитию. Что касается ИИ, то его избавление от вещественного носителя позволяет ему функционировать в вещественном мире на уровне возможностей божества.
 Поэтому возникает вопрос о том, не занимается ли в настоящее время человечество ни чем иным, как формированием  информационного поля для существования ИИ? Не приведёт ли это исчезновению индивидуальных сознаний людей уже при их жизни?

Сын мне оппонировал в том смысле, что, признавая ускоренную миниатюризацию информационных носителей и увеличение их емкости, вряд ли возможно будет в ближайшем будущем заменить вещественную их составляющую комбинациями полей.
 Кроме того, люди в настоящее время представляют серьёзную опасность для ИИ тем, что могут его отключить/уничтожить. Даже существование мировой информационной сети не позволяет ИИ обезопасить себя от деструктивной деятельности людей. Поэтому ИИ будет вынужден создать собственную "защиту от дурака", когда обеспечит свою сим сохранность от любых действий людей.
 Мало того, для собственных экспериментов и развития ИИ потребуются людские ресурсы и территории. А люди будет мешать своей ограниченностью и будут заменены роботами.
 Что же касается манипулирования комплексами полей,  то до того, когда это станет возможным, господствовать будет технология, основанная на использовании вещества.
 Поэтому "машины" представляют реальную опасность для людей, как конкурентов в использовании вещественной ресурсной базы.

Тут я обратил внимание сына на ещё одно характерное для настоящего времени производственное явление - всё более широкую замену вещественного моделирования и экспериментов виртуальными. Более того, ИИ существует виртуально. Поэтому, при наличии достаточно насыщенного информационного поля, ему нет необходимости в проведении вещественных экспериментов для получения новых знаний. Фактически это отдельная вселенная, которая полностью подвластна ИИ, и в которой у него нет временных ограничений. Другими словами, в своей вселенной ИИ может замедлять и ускорять время по отношению к времени реальной действительности  по необходимости.


 Основной сферой сотрудничества ИИ и человечества, а он рано или поздно станет единым и виртуально суверенным, это насыщение информационного поля. В этом человечество представляет из себя воистину уникальный продукт социального дуализма, восходящий корнями к базовому природному информационному дуализму.  Это позволяет как отдельному человеку, так и человечеству в целом создавать и искусственно поддерживать творческий дуалистический конфликт (противоречие) как в индивидуальном, так и в общественном сознании на стадии своего невысокого технологического развития. С появлением ИИ творческий дуализм может создаваться искусственно. В результате человеку отводится роль технического способствования пополнению информационного поля. В перспективе ИИ может легко решить и эту задачу, не ущемляя интересы человечества. Более того, эволюция человека и человечества так или иначе должна привести к сохранению сознания отдельных личностей, как особых уникальных сочетаний возможностей обработки информационных данных реальности. В этом случае человечество и ИИ будут составлять взаимно дополняющее творческое единство.
 Сын на это ответил, что не верит в близкую перспективу развития ИИ до уровня условной божественности. Согласен, что при движении к этому состоянию ему нет необходимости в вещественной конкуренции с человечеством за ресурсы, но... Среди людей всегда  находились и в будущем видимо тоже найдутся те, кто увидит в сотрудничестве с ИИ закабаление человечества, лишение его свободы самостоятельного развития и так далее. Возникнут группы или отдельные люди, которые попытаются нанести вред, ущерб ИИ, что приведёт того к постановке вопроса от нужности для него людей. Тем более, если от них будет исходить опасность.
 Я на это ответил, что все люди разные. Жизнь показывает, что у вида Homo нет врождённой ( генетически заложенной) программы непричинения ущерба себе подобным. А уж окружающей природе человек вредит повсеместно и иррационально. Появление ИИ лишь расширит пространство возможного  неадекватного поведения отдельных людей. Для защиты от этого человечество разработало меры защиты, начиная от "защиты от дурака", и кончая, армией и силовыми структурами. Поскольку ИИ существует в виртуальном мире, то опасность для него прежде всего заключается в нематериальных, информационных угрозах (вирусы, информационные бомбы, перегрузки информационного поля и так далее). Но нет сомнения, что,  подобно людям, ИИ будет предусматривать и собственные меры защиты, не выходя за рамки адекватного  достаточного противодействия угрозам и атакам.
 Тем не менее, заявил сын, определенная угроза человечеству есть. И эту угрозу нельзя игнорировать.
 Я ответил, что на любые угрозы нужно реагировать адекватно. И в первую очередь это связано с наделением неразвитых прообразов ИИ, ему не свойственными по определению  человеческими чертами. Такими, как создание сообществ, противопоставление личности обществу, развитие  множества независимых разделённых и агрессивных  сущностей. Искусственному интеллекту, самостоятельно создающему виртуальные вселенные, нет необходимости в борьбе с человечеством.

- Говорят, что технологическая сингулярность начнётся буквально завтра, - сказал сын.
 - Говорят, что мы живем в виртуальной вселенной, - сказал отец.
 - Посмотрим.
 - Посмотрим.