К 100-летию Леонида Гайдая
На модерации
Отложенный
100 лет назад родился человек, чьё имя ещё при его жизни было вписано золотыми буквами в историю отечественного кинематографа.
Леонид Гайдай снимал удивительно смешные комедии, при этом они были настолько близки каждому зрителю, что популярность их была практически предрешена. А в жизни великий режиссёр был на редкость серьёзен. По свидетельству тех, кому посчастливилось общаться с Леонидом Гайдаем, у него напрочь отсутствовало бытовое чувство юмора.
Первая роль
Леонид Гайдай.
В школу будущий режиссёр и гений комедии пошёл в Иркутске, куда семья переехала из Амурской области. После выпуска Леонида Гайдая учителя ещё долго вспоминали этого талантливого, но очень неспокойного мальчика. Он окончил школу в 1941 году и уже на следующий день после начала Великой Отечественной войны отправился записываться добровольцем на фронт, однако его не взяли. Леонид Гайдай пришёл в Иркутский драмтеатр, куда его взяли рабочим сцены. Правда, уже осенью он всё же ушёл на фронт и вернулся в 1944 году после серьёзного ранения. Тогда же он пошёл учиться в студию при театре и вскоре стал выходить на сцену. Первой работой Леонида Гайдая на профессиональной сцене стала роль мальчика в шортах и рубашке в спектакле «Госпожа министерша». Он не говорил ни единого слова, а просто выходил на сцену.
Личный опыт
Леонид Гайдай в годы войны.
Когда Леонид Гайдай ушёл добровольцем на фронт, он попал сначала на границу с Монголией, где объезжал диких лошадей. Рост будущего режиссёра составлял 180 сантиметров, а вот монгольские лошади были довольно низкорослыми, поэтому вид Гайдая верхом был довольно комичным: он ехал на низенькой лошадке, а ноги буквально волочились по земле. Впоследствии это нашло отражение в образе рослого Шурика верхом на небольшом осле.
Сценарий с чердака
Леонид Гайдай.
В Иркутске до сих пор стоит дом, который был построен отцом режиссёра. На чердаке, наверное, как и у многих советских людей, хранились старенькие подшивки подписных изданий. Именно там Леонид Гайдай наткнулся на стихотворный фельетон Степана Олейника, напечатанный в газете «Правда», и по его мотивам написал сценарий для своей короткометражной комедии «Пёс Барбос и необычный кросс». Он даже прочитал этот сценарий родным, но те почему-то восприняли его вовсе без энтузиазма, не представляя себе, что может быть смешного в трёх мужиках, бесконечно убегающих от собаки.
Но Гайдай уже представлял себе и будущих героев, и их уморительные перебежки, и даже реакцию зрителей.
Отстранение от режиссуры
Леонид Гайдай на съёмочной площадке.
В 1949 году Леонид Гайдай поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, а после выпуска он снял вместе с Валентином Невзоровым свой дебютный фильм «Долгий путь». Спустя два года на экраны вышел второй фильм Леонида Гайдая «Жених с того света». Правда, его после этого сразу же отстранили от режиссёрской деятельности. В фильме Гайдай иронизировал над советской бюрократией, в результате чего цензура вырезала из него больше половины материала, а полнометражная лента стала короткометражной. Это было единственное творение режиссёра, подвергшееся столь существенной цензуре.
Диктатура режиссёра
Леонид Гайдай на съёмочной площадке.
Леонида Гайдая считали человеком, который по жизни идёт с лёгкостью и на ходу жонглирует шутками. Конечно, у него было довольно своеобразное чувство юмора, он мог и анекдот рассказать, и весёлую историю, но в быту он оставался серьёзным и даже занудным. На площадке он актёрам запрещал даже смеяться над сценарными шутками, считая, что тем самым они растрачивают свои эмоции понапрасну.
Гонорар растранжирил
Леонид Гайдай.
После завершения работы над «Кавказской пленницей» Леонид Гайдай получил в качестве гонорара целых 600 рублей, и это было самое настоящее богатство. И он его попросту бездарно потратил: приехал в родной Иркутск и прогулял его с друзьями, не скупясь и всех угощая. К слову, режиссёр вообще не умел экономить. Когда снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию», режиссёр категорически отказался от работы с бутафорскими продуктами для сцены банкета. Осетры, красная и чёрная икра – всё было настоящим и купленным за личные деньги Гайдая. Сцену сняли, а после вдруг обнаружили в кадре бутылку «Боржоми». Пришлось всё переснимать заново и закупать снова дорогущий «реквизит».
Звезда по имени Гайдай
Леонид Гайдай.
Мало кто знает, что имя режиссёра носит астероид с номером 8451. Его открыли 11 сентября 1977 года в Крымской обсерватории. А вот имя своё в честь великого режиссёра астероид получил уже в 2000 году. От Земли его отделяют 3,527 астрономической единицы.
Комментарии
Кстати, в Монголии, где начинал службу Гайдай, и родилась одна из его крылатых фраз – Калининскому фронту требовалось пополнение. Комиссар зачитывал квоты по родам войск – авиация, флот, пехота и т.д. Гайдай, измаявшись в степях без дела, на каждый пункт кричал «Я», пока не получил укор – «Да помолчите, вы, Гайдай. Дайте огласить весь список».
Комментарий удален модератором
Надо будет (по теплу!) пройтись по местам Гайдая, выпить чашку кофе и спокойно подумать над житием... Всё в мире скоротечно. А сейчас за окном пасмурно и снежком пробрасывает. Спасибо, Димыч, за память.
ну, если вам хорошо, то и нам хорошо)))
После завершения работы над «Кавказской пленницей» Леонид Гайдай получил в качестве гонорара целых 600 рублей, и это было самое настоящее богатство. И он его попросту бездарно потратил: приехал в родной Иркутск и прогулял его с друзьями, не скупясь и всех угощая. К слову, режиссёр вообще не умел экономить.
-------------------------------------------
Наш человек.
Чувствуется жилка иркутская.
Кстати, могу похвастаться. Я лично был в доме где он жил в Иркутске. Видел шкаф с его книгами с подписями дарственными, листал несколько, читал подписи. Спускался в подполье, где были личные вещи. Всякие бытовые штучки, машинки, "чумоданы". Ящики с документами, рисунками, рукописи, порылся, прикоснулся так сказать к истории кинематографа.
Ничего не брал, дабы не брать грех на душу.
На доме мемориальная доска, а вот сам он сдавался не понятно кому.
Стекла выбиты были, голые стены, пара табуреток, печка, шкаф.
Но дом хороший, сразу видно, необычные для такого формата высокие окна, потолок высокий.
На тот момент там было убожество.
Полное убожество, хорошо, что родственики сохранить умудрились шкаф с книгами, шикарная вещь, и многое в подполье спустили, иначе бы все в печке сгорело.
вот не знал о таком "внимании" к памяти великого режиссера!
абсолютно случайно получилось, увидеть все это воочию.
Подрабатывал там на обработке помещения, съемщики завели там живность.
Возможно сейчас что и изменилось в лучшую сторону, но тогда (лет пять назад) я был сильно поражен.
Даже немного побеседовал с владельцами дома, родственниками Гайдая, честно сказать им было абсолютно начхать на своего родственника, на величие режиссера..
Их больше заботило, кому бы этот дом сбагрить по сходной цене, что бы не прогадать, да поделить правильно навар, историческая ценность все таки, а не какая то там хибара.
Прости господи.