Вернём историческое название Путиловскому заводу!
На модерации
Отложенный
2 апреля 1801 - На Петергофской перспективе пускается первый цех казенного чугунного завода (бывший Путиловский, в СССР Кировский завод, в настоящее время - АО "Кировский завод").
Есть предложение — добиться возвращения знаменитому Петербургскому предприятию исторического названия.
В 1854 в рамках Крымской войны началась морская блокада Петербурга. Противостоять англичанам-французам, «маячившим» у Кронштадта было нечем! Российский флот с петровских времен почти не изменился и сильно уступал противнику. Решить проблему и организовать оборону на подступах к столице император поручил Великому князю Константину.
Тот, отчаявшись, совершает неожиданный шаг – обращается за помощью к малоизвестному, но хорошо подкованному в инженерных и корабельных делах чиновнику Николаю Путилову. Пригласив его к себе, князь сказал:
Ситуация сложная, скорее, невозможная. Сможешь ли ты построить в сжатые сроки флотилию из винтовых канонерок? Кронштадт нужно оборонять. Проблема в том, что денег у нас нет. Но я дам тебе 200 тыс. рублей собственных денег.
Коллежский асессор Путилов, младший чиновник особых поручений Морского ведомства взялся за их производство при полном отсутствии производственных мощностей и кадров. А причем тут Путилов?
Кто вы, господин Путилов?
Он был из мелкопоместных дворян... За отличную учебу в Александровском кадетском корпусе (с ранних лет юноша показывал большие способности к математике) Николая принимают в Морской корпус. Там под опекой Крузенштерна и известного математика Михаила Остроградского мальчик раскрывает целый веер своих талантов.
"Находит ошибку в работах великого математика Огюстена Коши (на его вычисления опиралась, по сути, вся артиллерийская наука того времени), пишет несколько научных работ в соавторстве с Остроградским и по просьбе своего учителя остается преподавать".
Через несколько лет томившийся в душных кабинетах энергичный молодой человек буквально сбегает в Крым, ссылаясь на проблемы со здоровьем. На самом же деле Путилов очень хотел изучить закупленные на Западе новейшие пароходы, недавно поступившие в Крым, и по возможности заниматься их обслуживанием.
Через 5 лет его успехи на новой работе замечают в Петербурге. И в этот момент к нему обращается Константин.
Тяжелая, но выполнимая задача
Согласившись на эту авантюру, Путилов своей уверенностью немало удивил великого князя на фоне отказавшихся иностранцев, к которым тот обратился в первую очередь. Европейцы говорили, мол, задача невыполнима, а посему браться за нее нет смысла.
Путилов доказал обратное. Нескольких зимних месяцев между навигациями ему хватило, чтобы найти частных подрядчиков, способных обеспечить в срок выполнение заказов. Оставалось найти 2 тыс. хороших специалистов, которых, как оказалось, под рукой не было.
Пришлось импровизировать. Путилов направляется под Ржев, где вот уже несколько месяцев маялись без работы местные ткачи – импортного хлопка не было, производство простаивало. Этих работяг Путилов "взял под свое крыло" и направил на переобучение. Николай Иванович вспоминал:
"Мы распределили бывших прядильщиков по мастерским и заводам, дали на каждый артельный десяток по старому мастеровому. И ткачи заработали: токарями, слесарями, котельщиками. Коли есть сметливость – незнание не беда! С этим убеждением тысячи людей вели неутомимую деятельность. По всей столице, где были хоть какие-нибудь станки, закипела работа".
Когда в мае следующего года корабли англичан и французов вернулись в залив, перед собой они увидели флотилию из 32 канонерок. Естественно, всерьез ее не восприняли. Но уже в первом бою у Толбухина маяка враги быстро пришли в чувство – британский фрегат получил хорошую оплеуху от канонерки "Шалун". Вынужденно отступил с развороченным корпусом.
Путилов на этом не останавливался. С каждым днем канонерок становилось все больше и больше. Союзнический флот убрался восвояси, когда узнал, что русские могут выставить 81 канонерку. Французский адмирал с грустью констатировал:
Полностью изменили ситуацию паровые канонерки, которые русские умудрились построить в нереальный срок!
После войны союз промышленников подарил Путилову венок из 81 серебряного листа – по числу судов. В сопроводительном письме говорилось:
В ходе этого дела в душу каждого из нас глубоко врезалось уважение к Вашему уму и Вашей деятельности
А государство отметило Николая Ивановича орденом Святого Станислава. Не меньшее уважение в Петербурге вызвало и то, что Путилов не допустил перерасходования средств и вернул своему "заказчику" – 20 тыс. рублей.
"Дайте мне завод"
Триумф колоссальный. Перед Путиловым были открыты все двери. Ему прочили блестящую карьеру в министерстве. Путилов, однако, с госслужбы неожиданно увольняется и бросается в предпринимательство... Но не ради обогащения, а ради блага Родины.
Реформы Александра II вселяли большие надежды. Путилов почувствовал – пришло время побороть злополучную зависимость России от Европы, и принялся за дело.
Он исправляет ситуацию с железными дорогами – импортная сталь на русских морозах лопалась, наша была не лучше. Путилов приходит к министру путей сообщения и говорит:
"Дайте мне завод, и Россия будет завалена лучшими рельсами". Что в итоге? Он изобрел комбинированный рельс с наваренной сверху стальной полосой – более прочный и устойчивый к морозу.
Управление по-русски
Строительство и производство на новом Путиловском заводе началось одновременно. Работали буквально на голой земле, жили в лачугах. Но по ходу развития производства росла и «социалка» - зарплаты, дома для рабочих, заводская церковь, своя больница.
Старых квалифицированных рабочих Николай Иванович знал по имени-отчеству. В праздники устраивал богатый стол для всех рабочих с семьями. С пьянством боролся нещадно. Попавшихся – гнал в шею. Бегал как угорелый по заводу, вникал в каждую деталь, в общем, как говорится, осуществлял ручное управление.
Путиловский завод выпускал полный спектр железнодорожной продукции – от вагонов до мостовых конструкций.
Венцом предпринимательской карьеры Путилова стал грандиозный проект – Морской канал, соединяющий завод с Кронштадтом. Коммерсантам-перевозчикам, имевшим с плохой логистики неплохой доход, это не понравилось… Началась травля, подкупы чиновников, формирование общественного мнения. Обличительные стихи о Путилове написал сам Н.А.Некрасов – увы, российская интеллигенция всегда легко поддавалась манипуляциям…
Стройка уже шла, а обещанных денег из казны не поступало. Путилов влез в долги, обанкротился, завод передали в казенное управление. Сердце предпринимателя не выдержало. В завещании он просил похоронить себя на дамбе Морского канала. В ответ на прошение об этом Александр II сказал:
Да где ему угодно… Я бы и на Петропавловский собор согласился… Человек великий
«Прогрессивное общество» отнеслось к смерти оболганного Путилова равнодушно. Но рабочие завода после отпевания 14 километров несли гроб к месту захоронения. Завод пронес неофициальное название «Путиловского» через почти два века…
Народная песня о Путилове, сложенная после его смерти:
В Петрограде за Нарвской заставой
От почтамта версте на седьмой
Там обрытый глубокой канавой
Для рабочих приют заводской.
Основал генерал заслужённый
А фамилья – Путилов ему.
Он от бога умом одарённый,
И на свете доступен всему.
Он затеял великое дело
В Петрограде завод заложить.
За границу поехал он смело
И оттуда привёз чертежи.
Много лет продолжалась работа,
Много лет хлопотал генерал,
Много пролил рабочего пота,
Но Путилов завод основал.
И тогда генерал возгордился
Начал пить и кутить, и гулять.
Он в конец, до копейки, пропился,
Кредиторам он должен опять.
В эту ночь генерал застрелился
И оставил письмо на столе
«Чтоб заводом своим любовался
Схоронить на завОдской земле».
Кредиторы его окружили
Уж хотели завод закрывать.
Но, проверив конторские книги,
Порешили на общество взять.
Отойдя полверсты от завода
Там в часовне лампада горит.
О том знают мильоны народа.
На том месте Путилов зарыт.
Как видно, к сожалению, прижизненная клевета попала и в народное творчество...
Комментарии
В России есть более актуальные проблемы.
Например?
вернём историческое название Модестову.
С 1812 года мои предки по отцовской линии носят эту фамилию.
проверим, кому они служили..есть подозрение..
Комментарий удален модератором
К началу Первой мировой войны из 32 директоров Путиловского завода 21 были немцами. Немцами были также 60% квалифицированных рабочих, монтажеров, мастеров и инженеров. Финансовый контроль завода осуществлялся банком "Унион паризъен". (С) Г. Хальгартен, Империализм до 1914 года, М., 1961.
Все - настоящие патриоты.
Работали эти немцы на Россию. В отличие от предателей-большевиков. Очень сильно русских.