Терапия мозга

На модерации Отложенный

Вы улыбаетесь, и вы так спокойны? Почему вы не кричите?
- Я кричу, только вы не слышите.
Эрих Мария Ремарк "Время жить и время умирать"

Когда я слышу о еврейском бунте - не слишком, к счастью, страшном и беспощадном, то вспоминаю старый анекдот. Два еврея не поделили самый дорогой участок на кладбище. Пришли к рабаю. Тот выслушал их аргументы и предложил: "Кто первым умрет, тому он и достанется". Больше они не появлялись. Ребята, может хватит друг друга обманывать? Мы не на майдане. Будем считать, что это у нас такая свадьба. С криком, руганью, битьем посуды. Но без мордобоя. Или у кого-то руки чешутся? Тормознуть страну на пару лет. Так не надо путать самолет с верблюдом. Перевороты хороши в гимнастике. А кто хочет блеснуть высшим пилотажем на демонстрациях, пусть сходит сначала в цирк, чтобы примерить на себя роль клоуна.

Все наши проблемы исключительно в терминах. Возьмем мытье посуды. Феминистки легко докажут, что это прямая обязанность мужчин. Приверженцы демократии созовут семейный совет, который после длительного заседания и жарких споров перенесет прения до следующего обеда. Анархисты предложат вообще ничего не мыть, а просто поменять на новые столовые принадлежности. Экспроприированные. Для общего, так сказать, блага. Примерно то же самое и с протестами. Бунтуют от скуки. Или за деньги. На худой конец, под дулом партийного (профсоюзного) "пистолета". Идиоты, особенно идейные, не в счет. Они вне национальности. Но и без них никуда. Потому что частенько отрезвляют и помогают вернуться к реальности. А она такова, что, выходя за дверь, розовые очки лучше оставить дома.

Итак, если в Израиле и вершится революция, то разве что "цветная". Хотя это скорее банальная попытка путча. Причем в чисто еврейском исполнении. И потому пока, слава Б-гу, бескровная. Под нажимом обстоятельств и давлением Вашингтона Биньямин Нетаниягу отложил правовую реформу. Свернуть он ее не может, ибо вопрос стоит ребром - либо сейчас, либо никогда. Но принесет ли ему эта вынужденная передышка политические дивиденды? Вряд ли. Потому что "бунтовщики" требуют не восстановления якобы попранной справедливости, а его головы. "Мы продолжим борьбу, несмотря на замораживание реформы, - заявил, к примеру, Эхуд Барак. - Акции протеста не остановятся до тех пор, пока здравомыслие не вернется к руководству страны. Но без Нетаниягу".

Здравомыслия действительно не помешало бы сейчас всем. Что до Барака, то у него никогда его и не было. Даже в самые продуктивные годы жизни. За полтора года своего провального премьерства он превратил страну в посмешище. Чего, скажем, стоит одно только трусливое бегство из Ливана с оставленной там в спешке тяжелой техникой и секретными документами, не говоря уже о брошенных на произвол судьбы союзников из ЦАДАЛа? Этот стратегический провал аукается Израилю уже почти четверть века. Теперь мало кто помнит, что "Армия южного Ливана" на шестьдесят процентов комплектовалась из шиитов, которые вполне успешно противостояли сначала палестинским боевикам, а затем и резко усилившейся при поддержке Ирана и Сирии "Хизбалле". И если часть христиан-маронитов и друзов смогла уйти в Израиль, то шииты этой возможностью не воспользовались, пополнив в результате ряды тех структур, против которых сами же и воевали. Так что превращение разрозненных полупартизанских формирований "Хизбаллы" и "Амаля" в ведущую террористическую группировку региона полностью на совести Барака. Добавим сюда и кемп-дэвидские переговоры с Арафатом, где он предлагал серьезные территориальные уступки, включая раздел Иерусалима, а в итоге получил интифаду. И, наконец, подарил арабам Газы месторождение газа, а те в благодарность за это устроили ему "Литой свинец".
Генералы, не совсем дружащие с головой, но с головой ушедшие в политику, всегда приносили стране больше вреда, чем пользы. Ицхак Рабин, Эхуд Барак, Ариэль Шарон. Все герои-молодцы, но премьеры-подлецы. Не стоят в стороне и те, кто рангом пониже. Однако с теми же наполеоновскими замашками. Они в основном и баламутят воду. Кто постоянно тусуется в тель-авивском "Смольном"? Знакомые все лица - Моше Яалон, Яир Голан, Юваль Дискин, Тамир Пардо... Рон Хульдаи тоже из этой команды. У него старые счеты с Нетаниягу. "У нас плохой лидер, который находится под судом, - говорил он два года назад на презентации своей наспех скроенной партии "Израильтянин", не продержавшейся и полтора месяца. - У меня другой стиль лидерства. Я был боевым летчиком и директором школы. И сделал Тель-Авив таким, какой он есть". Когда нечем гордиться, бравируют старыми заслугами. Но от этого самый дорогой город мира не становится дешевле.


Стареющая генеральская фронда, куда входит и сам мэр, похоже, не отдает себе отчета в том, что ее борьба с Биньямином Нетаниягу, под каким бы соусом она ни подавалась, не сулит ничего хорошего ни стране и ни им самим. Что же тогда ими движет? А какая разница? Есть определенный человеческий типаж, лишенный всякой логики. Таких не подкупить и не запугать. С ними невозможно договориться или прийти к компромиссу. Их можно только изолировать. Но не они делают погоду. И не "Движение за чистоту власти", и не "Черные флаги", которых, как выясняется, еще недавно консультировал бывший генеральный инспектор полиции Рони Альшейх. И уж тем более не отщепенцы-резервисты, которых пытаются превратить в героев. Или "борцы за свободу", блокирующие дороги. Погоду будут делать арабы, которых в нужный момент выведут на улицы. И кто может гарантировать, что среди них не появятся "протестующие" со взрывными устройствами и поясами смертников? Теперь уже, кстати, и армейское руководство не исключает такого поворота событий.


Но когда входишь в раж, то уже не отдаешь отчета в своих действиях. Озлобление порабощает даже, казалось бы, вполне достойных людей. Чтобы понять насколько далеко все зашло, достаточно послушать бывшего столпа Верховного суда Дорит Бейниш . "Феномен каханизма вернулся и угрожает израильскому обществу, - заявила она на церемонии присвоения ей звания почетной гражданки Тель-Авива. - Мы наблюдаем попытку узурпации правовых норм". После чего как бы невзначай добавила, что не видит никаких противоречий между правыми и левыми. Если нет противоречий, то почему одни считающие себя уважаемыми политики называют фашистами и прочими уничижительными словами других не менее уважаемых коллег? И как вообще можно делить общество на каханистов и некаханистов? А уж тем более, признавать партнерами соратников Арафата и ставить вне закона последователей рава Меира Кахане, сделавшего для еврейского народа несоизмеримо больше всех своих крикливых критиков. Неужели человек, на протяжении пяти с лишним лет возглавлявший Высший суд справедливости, так и не уяснил, что значит быть справедливым? Или хотя бы объективным.

Шум мышиной возни всегда громче голоса разума. Надо отдать должное кураторам "пасхальной" революции: время для протестов они выбрали просто идеальное. В один узел сошлись сразу несколько разнообразных, но не очень благоприятных факторов. Во-первых, недавно сформированное правительство только приступило к исполнению своих обязанностей и у него, по сути, не было возможности для притирки. Во-вторых, оно сразу же попало в умело расставленную ловушку. Ибо начинать судебную реформу надо было с правового ликбеза населения.

Лишив тем самым ее противников главных козырей. Хотя оппозиция наверняка нашла бы любой другой повод для выступлений. Допустим, создание той же Национальной гвардии. Ведь ее лидеры отрабатывают конкретный заказ - во что бы то ни стало убрать Нетаниягу. Этого никто и не скрывает. Если даже Джо Байден так "обеспокоен состоянием израильской демократии", что не намерен принимать Нетаниягу в Белом доме, то куда уж дальше. Он, видишь ли, решил подождать, пока не изменится ситуации. Осталось лишь уточнить где - в Вашингтоне или Иерусалиме?

Политические игры тем и отличаются от детских, что лишь немногие видят всю картину целиком, поскольку остальные ходят как бы с завязанными глазами. Но есть у них и нечто общее. Например, играть в жмурки означает еще и обманывать друг друга. Искренность и политика - вещи несовместимые. Тем более, в международных делах. Не стоит забывать, что в Белом доме сегодня сидит, по сути, все та же обамовская команда. А отношения между Бараком Обамой и Биньямином Нетаниягу всегда были натянутыми. Прежде всего, из-за подхода к иранскому вопросу. Сейчас ситуация усугубилась еще больше. Иран - без пяти минут ядерная держава и ключевой союзник России. Воевать с ним ни Америка, ни НАТО не будут ни при каких условиях. И Израилю не дадут нанести превентивный удар. Да и сомнительно, что он теперь на это способен. После столь острого противостояния, непосредственно коснувшегося и армии.

Я не случайно назвал эту цветную революцию "пасхальной", поскольку она набрала силу как раз накануне Песаха - праздника Свободы, возвращающего нас на три тысячи триста с лишним лет назад. Во времена исхода из Египта, когда вчерашние рабы впервые почувствовали себя единым народом. Вслед за ним страна торжественно отметит свой 75-летний юбилей. Если опять же разногласия не помешают. И у арабов сейчас тоже очень важный праздник - Рамадан. А торжества на то и торжества, чтобы объединять людей. Но любая толпа, пусть даже и организованная, всегда таит определенную опасность. Поскольку в какой-то момент может выйти из-под контроля и стать неуправляемой. Ведь когда кипят страсти, хватит и спички, чтобы взорвать и без того накаленную атмосферу. Или одного провокатора, за которым дело не станет. Ибо всегда найдутся заинтересованные в том, чтобы хоть как-то испортить всеобщее праздничное настроение.

У этой интриги есть еще один важный аспект, на который, как правило, не обращают внимание. Исторический. Судьба Биньямина Нетаниягу в какой-то степени схожа с судьбой Давида Бен-Гуриона. Оба они на голову выше своего политического окружения. Оба длительные сроки стояли у руля государства. Обоих предавали друзья и союзники. Однако в критические для страны моменты они были незаменимы, а потому и востребованы. Потому что всегда ставили государственные интересы выше личных. И выполняли свой долг, не считаясь ни с чем. Я бы добавил сюда еще и Ицхака Шамира, которому не дали полностью раскрыться, столкнув с пьедестала. Кстати, руками "русских" репатриантов, получивших право голоса, но не успевших разобраться в местных политических хитросплетениях. Дважды стремились "закрыть" и Нетаниягу. Правда, безуспешно. Он всякий раз возвращался, становясь сильней. И вот теперь третья попытка.

Психологи утверждают, что с кем упорней ты воюешь, тем он больше похож на тебя. Однако нынешние израильские проблемы вовсе не психологические. Страна стоит на идеологическом фундаменте, заложенном еще Давидом Бен-Гурионом. Со временем он дал глубокую трещину. Биньямин Нетаниягу перестроил экономический фасад, сделав его гораздо привлекательней. Но перекос остался и уже виден даже невооруженным глазом. Зданию необходим ремонт. Только вот какой - косметический или капитальный? В этом, собственно, и главная суть нынешних разногласий, которые грозят превратиться в непреодолимую пропасть. Чтобы этого не случилось, премьеру необходимо проявить недюжинную выдержку и мудрость. Ему действительно не позавидуешь. Ведь он стоит перед непростой дилеммой: либо перекрыть кислород тем, кто явно перешел красную черту и наносит непоправимый политический, экономический и военный ущерб государству, либо не обращать на них внимание, а просто дать перебеситься. Но при любых обстоятельствах крайним-то все равно сделают его.

И все-таки бывают в жизни моменты, когда бездействие сродни преступлению. Не зря же его называют преждевременной смертью. Хотя и поспешность далеко не всегда идет на пользу. Где же золотая середина? Мне кажется, сегодня экзамен на зрелость сдает не только Биньямин Нетаниягу. Его сдаем все мы. Независимо от места проживания. И даже национальности. "Настало время шаббос-гоя", - заявил на днях бывший нью-йоркский губернатор Эндрю Куомо, создающий организацию, которая призвана бороться с демонизацией Израиля. Прежде всего, со стороны самих демократов. Более половины из них, согласно опросу социологов Pew Research Center, негативно относится к еврейскому государству, а среди молодежи этот процент еще выше. И хотя его тут же обвинили в лоббировании личных интересов, сама идея не нова. Этот термин активно использовал и его отец Марио Куомо, тоже трижды избиравшийся губернатором Нью-Йорка. Всякий раз при этом добавляя: "Пора включать свет!".

Насколько искренне он сам верил в то, что говорил? Или это была не более чем поза, рассчитанная на еврейского избирателя? Не знаю. Но суть в целом верна, хотя и нащупал он ее, скорее всего, интуитивно. Ведь чем гуще предрассветная тьма, тем ярче свет. И мир уже давно ощущает это. А вместе с ним и мы. Не надо быть факиром, чтобы заклинать: "Да будет свет!". Каждый вправе зажечь свой факел. Добра и бескорыстия. Но для этого надо сначала научиться управлять своими эмоциями. Чтобы воспринимать происходящее объективно и трезво. Без внутреннего надрыва и ожесточения. Еще Рамбам почти тысячу лет назад выделял в трактате о нормах поведения два особо неприемлемых человеческих качества, которые надо избегать, как огня - гордыню и вспыльчивость. Так уж устроена наша психика, что, пытаясь отгородиться от зла, мы еще сильней притягиваем его к себе. Потому что какими бы ни были внешние проявления, они непосредственно влияют и на внутренний мир. Поэтому так непросто вовремя заставить себя не терять спокойствия и хладнокровия.

Еще трудней оставаться невозмутимыми политикам, которые Рамбама не читают и прочей "религиозной ересью" не интересуются. Откуда же им знать, что обуздание гнева - это целая наука, которой занималось не одно поколение мудрецов? Потому и кипит их разум возмущенный. Выплескиваясь на городские площади и улицы. Как его остудить? Может, стоит прислушаться к поучениям отцов: "Тому, кто не может удержать свои страсти и гнев, лучше жить в пустыне" (Мишлей 21:19)? Очень часто мы по доброте душевной или из чувства сострадания закрываем глаза на гнусное поведение хорошо знакомых и даже известных людей. И вместо серьезной встряски, вплоть до терапии мозга (в том числе и насильственной), позволяем им скатиться в болото бездуховности и безумия. А заодно потянуть за собой и других. Лучший способ "сбросить" правительство - это войти в его состав. Вместо того, чтобы драться за самый дорогой участок на кладбище. Страна сама найдет себе лидеров. Но что обретут лидеры без страны?

Автор: Анатолий Гержгорин