Стратегия "у каждого свой тайный план" утонула в "бездонном желудке" Киева

На модерации Отложенный

© AP Photo / Alex Brandon

Нехватка производственных мощностей, огромные бюджетные расходы, масштабные бюрократические проволочки, — вот только часть проблем, с которыми столкнулся Запад, поставляя Киеву оружие и деньги. Трудности заставили Европу и США сомневаться в целесообразности помощи Украине, пишет The Paper.

Критические проблемы ВПК США и Европы привели к сомнениям по поводу помощи Украине? 

27 марта на Украину прибыла новая партия западного вооружения и техники, в том числе британские основные боевые танки Challenger 2. В тот же день Берлин заявил о доставке ранее обещанных Киеву 18 единиц Leopard 2. При этом Украина по-прежнему призывает ЕС увеличить и ускорить поставки современного оружия, чтобы как можно скорее закончить конфликт. 

Однако из-за огромного темпа расхода вооружения и техника, отправляемые странами Запада, становятся лишь каплей в море, а «бездонный желудок» Киева также создает трудности для военно-промышленного потенциала различных стран. В настоящее время многие страны Европы и США уже сомневаются, следует ли продолжать наращивать помощь Украине. 

На Украину поступила новая партия военной техники, насколько она эффективна? 

Согласно сообщению CNN, 27 марта министр обороны Украины Алексей Резников объявил, что Киев получил первые британские основные боевые танки Challenger 2, а также бронетехнику, подаренную другими западными союзниками. Он поблагодарил партнеров за непрекращающуюся поддержку Украины. 

Новая партия военной техники, предоставленная Западом на этот раз, включает в себя британские Challenger 2, американские бронированные машины Stryker и Cougar, а также немецкие БМП Marder. 27 марта канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что Берлин поставил Киеву18 обещанных основных боевых танков Leopard 2 и готовится к отправке Leopard 1 совместно с Данией.

 Согласно сообщению Washington Post, США планируют ускорить поставки на Украину M1 Abrams, а Польша и Словакия приняли решение отправить истребители МиГ-29. Общественность и СМИ преимущественно считают, что эти западные вооружения будут участвовать в предположительно грядущем весеннем «контрнаступлении» ВСУ и даже станут его костяком. 

Однако в настоящее время эта техника совершенно не в состоянии удовлетворить потребности украинской армии. Реактивные истребители советского производства, поставленные Польшей и Словакией, имеют ограниченное применение в реальных боевых условиях — сейчас преобладает артиллерийский ближний бой. А танки M1 Abrams, которые усилят основные бронетанковые силы, как ожидается, прибудут примерно через шесть месяцев после возможного «контрнаступления» ВСУ. Помимо медленной и недостаточной военной помощи, западные союзники пока также не одобрили другие ключевые позиции в списке желаемых вооружений Украины: американские истребители F-16, ракетные установки большой дальности и особенно снаряды, необходимые для имеющихся танков и артиллерии советского производства. 

В настоящее время ВСУ используют «сборную солянку» из собственной техники, оставшейся со времен СССР, и другого полученного оборудования. Некоторые украинские военнослужащие заявили, что даже после модернизации Т-64, являющийся основной танковой силой армии, будет не так хорош, как американский M1 Abrams с передовым оптическим оборудованием. По имеющимся данным, решающим испытанием для ВСУ может стать предполагаемая попытка «весеннего контрнаступления», направленная на захват большого участка подконтрольной России территории. 

Рэйчел Риццо, старший научный сотрудник европейской программы Атлантического совета, американского аналитического центра, считает, что «очевидно, что время на стороне Москвы». Она указывает на то, что у российских ВС достаточно солдат и припасов, чтобы вести вооруженные действия на большой территории в течение длительного периода времени, а у Украины такого преимущества нет. Если оружие не будет поставлено как можно быстрее, Киеву будет крайне сложно дать отпор Москве, считает эксперт. 

Военный обозреватель Бай Мэнчэнь сказал, что достоинство современных западных танков заключается в основном в комплексе прицеливания, который помогает повысить уровень военной осведомленности и информатизации украинской армии. Хотя это может дать Украине определенные преимущества на уровне мелкомасштабных столкновений, это не повлияет на реальное стратегическое воздействие. 

Бай Мэнчэнь отметил, что в реальности исключительно танковые бои — редкость. В условиях протяженного фронта и огромного разрыва с Россией в огневой мощи «качественные» преимущества десятков современных танков окажут лишь ограниченное влияние на обстановку. С другой стороны, еще большой вопрос, позволит ли материальная и кадровая ситуация на Украине обеспечить соблюдение условий транспортировки нового оборудования и управления им. 

«Аппетиты» Украины растут, а Запад срочно наращивает производство 

Во время онлайн-переговоров с Европейским советом 23 марта Владимир Зеленский заявил, что если бы в оборонном сотрудничестве не было «задержек и застоя», то Украина могла бы «одолеть» Россию уже в этом году. Однако главный посыл Зеленского — потребность в идеальных бесперебойных поставках. Достичь такого их практически невозможно. Бай Мэнчэнь отметил, что Запад «усиленно работает» над тем, чтобы отправлять Украине оружие и технику, но, столкнувшись с растущим «аппетитом» Киева, многие страны ощутили повышенное давление на собственную экономику, промышленность и оборону. 

По сообщению Guardian от 22 марта, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что нынешние темпы потребления артиллерийских снарядов на Украине превысили темпы производства в западных странах, что создает определенные трудности. В статье New York Times говорится, что до начала российской спецоперации 24 февраля прошлого года армия США производила 14,4 тысячи неуправляемых артиллерийских снарядов в месяц. Этого было достаточно для удовлетворения нужд американских войск. Однако необходимость пополнения запасов ВСУ побудила Пентагон утроить план производства в сентябре прошлого года и снова удвоить его в этом январе. 

Guardian пишет, что один из оборонных производителей боеприпасов в Европе — норвежское военное предприятие Nammo — заявил, что планировал строительство нового завода для удовлетворения растущего спроса Украины на оружие, однако это невозможно из-за ограничений в электроснабжении.

Генеральный директор Nammo сообщил, что потребности Киева в артиллерийских снарядах в 15 раз превышают норму: чтобы «насытить» Киев, военная промышленность ЕС должна инвестировать 2 миллиарда евро в строительство новых фабрик.

 Кроме того, большое давление на экономику западных стран оказывает военный бюджет, выделяемый для помощи Украине. Согласно сообщению агентства «Спутник», Торгово-промышленная палата Германии в феврале этого года сделала предупреждение: к концу 2023 года конфликт на Украине обойдется Берлину более чем в 160 миллиардов евро, а потери ВВП на душу населения составят 2 тысячи евро — это 4% ВВП страны. В прошлогоднем отчете испанской финансовой группы Santander указывалось, что в 2022 году помощь Киеву (включая потери, вызванные ростом цен на энергоносители) обошлась Евросоюзу в 175 миллиардов евро, что составило 1,1-1,4% от ВВП ЕС. 

Бай Мэнчэнь считает, что, хотя Запад тратит деньги на быстрое расширение производственных мощностей, реализация этого «ускорения» может растянуться на годы. До того, как его производственный потенциал вырастет, в краткосрочной перспективе Запад будет искать новых поставщиков для удовлетворения спроса Украины на боеприпасы. Он будет закупать готовые снаряды и технику в странах с определенными военными резервами, таких как Южная Корея, Япония и Израиль. Модели американского и европейского ВПК будет трудно сильно изменить из-за ограничений, налагаемых экономическими системами и военных планами. После войны в Персидском заливе западный ВПК, характеризующийся «высокой добавленной стоимостью», позволял легко получать огромные прибыли, но расширить производственный потенциал в короткие сроки с такой системой сложно. Кроме того, США и ЕС практически исчерпали запасы боеприпасов с начала холодной войны, и возросшая стоимость производства новых единиц — тоже проблема. 

В то же время не увенчались успехом попытки уменьшить влияние бюрократии на военную помощь Украине, что привело к задержкам в поставках вооружений. Как сообщил Guardian, возглавляемый Великобританией международный фонд, нацеленный на обеспечение Киева новым оружием и облегчение бюрократического груза, страдает от проволочек. В результате к началу марта он распределил только 200 миллионов фунтов стерлингов из общей суммы в 520 миллионов. Нужно знать, что соответствующие заявки в Министерство обороны Англии подали более 1,5 тысячи поставщиков, и общая сумма тендера составила 27 миллиардов фунтов стерлингов. 

Некоторые участники говорят, что общая стоимость тендера стала неподъемным бременем для секретариата фонда. По словам одного поставщика, в секретариате структуры всего два сотрудника. Однако источник в Минобороны Великобритании сообщил, что заявки оценивает более крупная команда. При этом он также признал, что большой интерес со стороны участников тендера осложнил срочные закупки оружия для Украины. Задержка в обработке средств показывает, насколько тяжело обеспечить соответствие военных поставок амбициям политиков. 

Помощь Украине слабеет? Некоторые страны колеблются

Согласно результатам опроса, опубликованным Центром исследований связей с общественностью Associated Press-NORC, с весны прошлого года ослаб общий уровень поддержки американцами помощи Украине, украинских беженцев и экономических санкций против России. Так, республиканцы выступают против передачи оружия или денежных средств Киеву. Общий уровень поддержки составляет всего 39%. Еще 22% республиканцев считают, что Соединенным Штатам не следует вмешиваться в украинский конфликт. 

Многие европейские страны полагают, что им нужно усиливать поддержку Украины. По сообщению Guardian, Столтенберг выразил надежду, что члены НАТО смогут прийти к консенсусу на следующем саммите альянса в Вильнюсе, Литва, и согласятся увеличить оборонные расходы государств-членов. 

Кроме того, Швейцария, которая всегда считалась нейтральной страной, начала колебаться. Согласно Reuters, хотя правительство страны заявило, что оно по-прежнему запрещает государствам, покупающим ее оружие, отправлять его любой стороне конфликта, посол Украины в Берне подчеркнул, что нейтралитет и экспорт оружия Киеву должны рассматриваться как отдельные вопросы. Эти замечания породили бурные обсуждения в стране, которой и без того приходится противостоять давлению со стороны остальной Европы, чтобы продолжать нейтральную внешнюю политику. Швейцария отклонила просьбы Германии, Дании и Испании о перепродаже своей военной продукции Украине, но одобрила санкции ЕС против России и неоднократно осуждала военные действия Москвы. 

Что касается США, Бай Мэнчэнь считает, что риторика некоторых республиканцев, выступающих против американской помощи Украине, на самом деле является продуктом двухпартийного противостояния в США и что в целом отношение Вашингтона к Киеву не сильно изменится. Потому что, помогая Зеленскому, Соединенные Штаты наживаются на экспорте энергоносителей и вооружений, а также на поглощении «невидимых» фондов помощи Украине. 

По мнению Бай Мэнчэня, ЕС в более сложном положении: восточноевропейские державы, среди которых три прибалтийские страны и Польша, будут настаивать на максимальной помощи Украине. Берлин, Париж и Лондон, поддерживая Киев, будут стремиться закупать и поставлять больше оборудования для своих вооруженных сил и развивать собственный ВПК. Другие, такие как Нидерланды, не имеющие собственного оборонного комплекса, будут вынуждены помогать через закупки оружия и техники на стороне. Из-за экономического давления отношение этих стран к помощи Украине может ухудшиться и стать более настороженным.

 Рассуждая о перспективах украинского конфликта, Бай Мэнчэнь отмечает, что обе стороны, скорее всего, какое-то время продолжат борьбу на истощение, а Украина даже может по-прежнему готовиться к попыткам крупномасштабного «контрнаступления», но давление и на Киев, и на Москву будет только расти — особенно с уменьшением запасов и падением боевого духа. В настоящее время ни одна из сторон не достигла своих целей, но цена, которую мир заплатил за этот кризис, огромна. Поэтому, в конце концов, этот конфликт все равно будет решаться путем переговоров, «но в следующем году достичь их может быть еще сложнее». 

Авторы: Ху Чжэньцин (胡甄卿), Чэнь Банъюань (陈邦媛), Лу Чэньань (吕晨安)