Бей своих, чтобы чужие боялись: «Русал» подал второй иск против «Норникеля»
На модерации
Отложенный
Долларовый миллиардер Дерипаска делает ставку на английское правосудие. Алюминиевый гигант «Русал» планирует подать в Лондоне уже второй иск против генерального директора «Норникеля» Владимира Потанина.
О намерениях Русала сообщает агентство Reuters со ссылкой на попавшие в его распоряжение документы суда. Издание называет новый виток спора «обострением отношений между двумя крупнейшими металлургическими компаниями России».
«Новые Известия» сообщали о первом иске, поданном в момент, когда Запад закидывал Россию санкционными пакетами. Так, осенью 2022 года ведомый Олегом Дерипаской «Русал» затеял спор и обратился в Высокий суд Лондона с требованием заменить Владимира Потанина на посту управляющего партнера независимым менеджером, а самому Русалу возместить убытки от деятельности Потанина (оба бизнесмена через свои структуры владеют долями в компании «Норильский Никель», Потанину принадлежит 36% акций, Русалу 26% — прим. Ред.).
Как сообщает Reuters, дополнительный иск (и опять же в Лондоне) «Русал» «желает предъявить» лично Потанину и его дочерней компании Whiteleave Holdings Ltd.
Издание отмечает, что Потанин и Дерипаска — самые влиятельные бизнесмены России. И напоминает, что их спор «восходит к 2008 году», когда «Русал» купил свою долю в «Норникеле», а Потанин выступил против попыток Дерипаски объединить две компании.
Тот факт, что ключевая фигура Русала - Олег Дерипаска, перетягивает спор хозяйствующих субъектов именно в Лондон, удивляет экспертов.
Все участники судебного процесса - «Русал», «Норникель», «Интеррос» ( компания подконтрольна Потанину) находятся в юрисдикции РФ. А вот о том, что Олег Дерипаска вынужден решать свои проблемы за пределами России - подробно сообщали американские СМИ (Минюст США пригрозил Дерипаске долгим тюремным сроком).
После подачи первого иска инвестиционный стратег управляющей компании «Арикапитал» Сергей Суверов предположил, что это пиар-ход, нацеленный на на западную аудиторию, заодно и давление на «Норникель». К тому же истцам известно, что Владимир Потанин, лично попавший под санкции Великобритании и США, просто не сможет заявить свою позицию суду.
«Великобритания одна из наиболее недружественных России юрисдикций и странно, что вопрос российских активов будет решаться именно в Лондоне. Ну и также непонятно как Потанин будет защищаться в суде Лондона, так как он находится под санкциями», - отмечал Сергей Суверов.
Аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов напоминает, что непосредственно «Норникель» не попал под прямые санкции, что объясняется высокой значимостью компании для мирового рынка цветных металлов.
При этом беспрецедентные санкции все же сказываются на крупнейшем в мире производителе никеля и палладия. Вопрос риторический: нужны ли в данный момент российскому промышленному гиганту судебные тяжбы на берегах Темзы?
«Ограничения, вводимые против российской экономики недружественными странами, а также персональные санкции, наложенные на крупнейшего акционера Норникеля, и логистические трудности создали высокую неопределенность для клиентов компании. В совокупности с общим замедлением мировой экономики это привело к тому, что, по нашей оценке, продажи ключевых металлов компании оказались ниже производства на 10-15%», - оценил Данилов.
Норникелю, который входит в первую «пятерку» крупнейших налогоплательщиков России (по налогу на прибыль), и без судебных дрязг сейчас хватает сложных вопросов. «Цены на ключевые металлы Норникеля остаются под давлением на фоне замедления мировой экономики из-за ускоряющейся инфляции и роста ставок. Данная ситуация нашла отражение в прогнозе компании», - отмечает Данилов.
«Новые Известия» сообщали - о чем с 2028 года спорят Потанин и Дерипаска. Суть в том, что «Русал» во главе с Дерипаской не желал менять дивидендную политику «Норникеля».
По дивидендной формуле, которая действовала до 1 января 2023 года, на выплаты акционерам предусматривалось 60% EBITDA. Владимир Потанин против данной формулы. И он считает, что миллиардные доходы «Норникеля» могут и должны идти на реализацию инвестиционной программы, развитие регионов, на реновацию жилищного фонда Норильска... Иначе будущего у промышленного гиганта и его работников просто не будет, а драмы наподобие той, когда из прохудившегося хранилища вылились тысячи тонн солярки, станут обычным делом.
Василий Данилов отмечает, что на данный момент новая договоренность по формуле по-прежнему не достигнута. «Однако ранее Интеррос предлагал осуществлять выплаты исходя из 50-75% FCF (что было сделано по итогам 2020 г. в качестве исключения). В 2023 году мы ожидаем утверждение новой дивидендной формулы, которая в нашем базовом прогнозе составит 50% FCFF (свободные денежные средства компании - прим. Ред.)», - полагает аналитик ИК «Велес Капитал».
В любом случае затянувшийся на годы конфликт в силу геополитики и макроэкономики точно - не в пользу России. И если раньше вражда, сопровождающаяся судами по всему миру и нелицеприятными высказываниями в СМИ, напоминала сериал, то теперь иски в лондонский суд больше похожи на подножку экономике России.
Стоит также отметить, что у истца есть трудности с российскими бизнес активами. В том числе у Дерипаски возникли проблемы с гостиничным комплексом «Имеретинский» и яхтенным портом в Сочи. Также в госсобственность Украины были переданы Николаевский глиноземный завод и ряд компаний, подконтрольных бизнесмену.
И «Норникель» остался чуть ли не единственным источником капитала долларового миллиардера Дерипаски.
Комментарии
Такое может быть только в России..... Есть ли власть, Закон??
Судей нет, есть решалы.
Забавно и одновременно унизительно.... Два "наших" миллионера вопрос о собственности в РФ - решают в суде Лондона....
Дерипаска предложил использовать больше алюминия в России, чтобы меньше вывозить забугор, к примеру сказал, что из него в США делают поезда, а в РФ никто не хочет связываться, железо гораздо легче в обработке и привычнее. Поэтому пендосы и взбесились.
Cockpit, тут все не просто. В России мало бокситовой руды, и алюминий в основном добывался из австралийской, по соглашению о разделе продукции. То есть собственного алюминия у нас мало. Рискованно вкладываться.