Россия и Китай как стратегические попутчики

На модерации Отложенный

Автор: Михаил Смолин

 

Китай открыто поддерживает Россию дипломатически. Приезд китайского лидера в Россию с официальным визитом проигнорировал все предупреждения Запада и действительно создаёт серьёзные проблемы для демонстрации его доминирования.

Две величайшие «автократии» свободно действуют, не сообразуясь с желаниями заокеанской демократии. «Непосредственная угроза» (Россия) и «стратегический конкурент» (Китай) публично показали, что не нуждаются в глобальном лидерстве США.

Встреча двух глав прошла при полном игнорировании мирового гегемона. Американцы, свято верящие в своё призвание свыше руководить миром, не способны спокойно переносить такие демарши. Стратегия США требует от них доминировать во всех регионах мира.

«Решающее десятилетие» (2020-е годы), в которое прояснится исход соревнования за мировое первенство между автократиями Китая и России и американской демократией, набирает обороты.

В европейском регионе — Россия, а в азиатско-тихоокеанском — Китай действуют в своих интересах и подрывают американское доминирование. Для американского понимания безопасности это чревато серьёзным стратегическим поражением в этих регионах. Смириться с этим американцы пока не могут, поэтому они будут наращивать военно-политическую обстановку вокруг России и Китая.

Само по себе это будет сближать обе наши страны и расширять как экономическое, так и военное сотрудничество. Общий непримиримый враг — хороший повод для объединения усилий.

Стратегия США глобальной державы с глобальными интересами наиболее уязвима в том, что потеря гегемонистского влияния в любом регионе мира воспринимается американцами как пагубное воздействие на их интересы и в других регионах. Крах гегемонии США может прийти из любого региона мира, в котором они не удержат своего первенства.

Из этой американской логики вытекает их противостояние с любыми другими странами, желающими быть региональными лидерами, причём в любой сфере: военной, экономической или финансовой.

Как написал в своей статье товарищ Си, для Китая «многополярность, экономическая глобализация и демократизация международных отношений — необратимая тенденция». А «действия гегемонии, деспотизма и травли причиняют миру серьезный вред».

Для развивающегося Китая открытость мировой экономики — это дополнительная возможность для роста и продвижения своих товаров.

Китайское руководство отрицает за США превосходство над другими странами, считая что «не бывает универсальной модели государственного управления, не существует миропорядка, где решающее слово принадлежит отдельной стране».

Это, безусловно, геополитический вызов.

США будут стараться сдерживать рост китайской экономики, вводя «обновленные правила дорожного движения в области технологий, киберпространства, торговли и экономики» и поддерживая свободу судоходства через Тайваньский пролив. А также развивая новые антикитайские союзы Quad (Австралия, Индия, Япония, Соединенные Штаты), AUKUS (Австралия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты) и I2-U2 (Индия, Израиль, ОАЭ, Соединенные Штаты).

И всё же политика сдерживания Китая пока серьёзно отличается от политики более откровенного противостояния с Россией. С Россией воюют руками украинцев и углубляют противостояние с помощью военных поставок со всего мира. США задались целью не только победить, но и наказать Российскую Федерацию за «непосредственную и постоянную угрозу международному миру и стабильности».

Тем ценней экономическая, дипломатическая и, возможно, военная помощь КНР, руководство которого понимает, что после России следующей жертвой американских геополитических аппетитов будет Китай.

Ситуация из Китая, вероятно, смотрится несколько по-другому, чем из России и США. Китайское руководство, возможно, стремится либо оттянуть более открытое противостояние с США, либо всё ещё надеется пройти это тяжёлое десятилетие как можно более мягко, сохранив американские рынки и свой экономический рост. А там просто перерасти США по всем показателям, не дав себя сдержать, но без военного конфликта.

Для России военно-политический конфликт на Украине зашёл значительно дальше и носит принципиальный, цивилизационный характер. Мирное урегулирование без демилитаризации Украины уже не приведёт к установлению долговременного мира и обеспечению гарантированной безопасности России. Политическая ситуация для России выглядит более жёстко: либо последовательное военно-политическое завершение украинского проекта, либо жесткое поражение и демилитаризация России, либо истощение военных сил обеих сторон.

Как выразился председатель Си: «Китай и Россия как попутчики в развитии и возрождении будут вносить больший вклад в дело прогресса человеческой цивилизации».

Весь вопрос состоит сегодня в том, смогут ли попутчики победить гегемона. Не разойдутся ли их пути раньше этой победы? И смогут ли попутчики быть столь едины, чтобы до конца разделить чрезвычайный риск этого непростого противостояния?

Каков бы ни был исторический ответ на этот вопрос, России предстоят тяжёлые времена, в которых лучше рассчитывать на собственные силы, а в случае исторической удачи не упускать помощь и стратегических попутчиков.