Первый Остап... Арчил Гомиашвили
На модерации
Отложенный
23 марта 1926 года в Чиатуре родился Арчил Михайлович Гомиашвили - актёр театра и кино. Народный артист Грузинской ССР.
Народная слава пришла к нему после легендарной роли Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая "Двенадцать стульев".
https://youtu.be/GBkFLiVfW4E
Детство, юность: Чиатура – Тбилиси – Москва
Арчил родился весной 1926 года в небольшом грузинском поселении Чиатура. Его отец Михаил Гомиашвили, выпускник Московской школы красной профессуры, в это время трудился председателем комитета угольщиков на Донбассе. Узнав о появлении наследника, Михаил отправил жене поздравительную телеграмму с просьбой назвать мальчика Виктором. Но родня решила, что новорожденный должен носить имя дедушки-священника Арчила, репрессированного по ложному доносу. Он был освобожден лишь по окончании Великой Отечественной войны, после чего вернулся в Грузию, надломленный партийным предательством.
Арчил Гомиашвили в детстве
Детство Арчила проходило и на Украине, и в Грузии, но он никогда не ощущал притеснений со стороны сверстников из-за национальности или места проживания. Он окончил русскую школу, а на грузинском языке стал разговаривать лишь в четырнадцать лет.
Мальчик рано стал проявлять лидерские способности, а его неуемная энергия часто служила поводом для приводов в милицию. Так, в шестнадцатилетнем возрасте его уже арестовывали за связь с криминалом.
Читайте также: Ирада Зейналова: «Итоги недели», «распятый мальчик» и другие факты биографии
Начало карьеры
Окончив в Тбилиси Академию художеств, в 1943 году Арчил отправился в театр имени Александра Грибоедова для оформления постановки пьесы «Лисички». Ставил спектакль Георгий Товстоногов, художественный руководитель труппы. Для Гомиашвили было неожиданностью предложение режиссера сыграть в постановке роль Лео Хаммера, однако с того момента Арчил стал играть почти во всех постановках Товстоногова.
Арчил Гомиашвили в юности
В 1948 году режиссера пригласили в Москву, и он предложил Арчилу поехать вместе с ним. Актер без профильного образования поступил в школу-студию МХАТа. Но характер было не изменить, и Гомиашвили снова попал в неприятную историю, став участником драки в баре, после которой его исключили из вуза. Арчил уехал обратно в Грузию и стал работать в театре имени Константина Марджанишвили.
Остап Бендер и другие роли
В 1958 Арчил отправился в Поти, где поставил моноспектакль «Похождения Остапа Бендера». Через некоторое время Гомиашвили снова пригласили в труппу тбилисского театра. Параллельно со службой в театре Арчил снимался и в кино. Так, в 60-х он снялся в картинах «Крот», «Иные нынче времена» и «Взрыв после полуночи».
Однако несмотря на киноработы, Гомиашвили все равно оставался малоизвестным провинциальным актером, о котором практически ничего не знала широкая публика. Тем не менее, именно его порекомендовали Леониду Гайдаю, когда тот в конце 60-х приступил к работе над художественным фильмом «12 стульев».
Арчил Гомиашвили и Леонид Гайдай
Режиссер уже успел подобрать практически весь состав актеров, включая Сергея Филиппова, в итоге блестяще воплотившего образ Кисы Воробьянинова на экране. Но с выбором героя на главную роль Остапа Бендера возникли проблемы. На пробах побывали более двадцати известных артистов, в числе которых оказались Александр Ширвиндт, Валентин Гафт, Михаил Козаков и Олег Борисов. Предлагали эту роль и Владимиру Высоцкому, которому помешала сниматься алкогольная зависимость.
Арчил Гомиашвили в образе Остапа Бендера
После многочисленных проб на роль был утвержден Александр Белявский, однако молодому актеру не хватило харизматичности и яркости. Съемки приостановили и стали искать нового Остапа. Леонид Иович вместе с ассистентами выехал в Горький, где как раз гастролировал со своим мюзиклом-моноспектаклем Гомиашвили. Гайдаю понравилась напористость и энергия 40-летнего актера, его умение держаться на сцене и хитроватый блеск в глазах. И хотя Бендеру по сценарию было не более тридцати, Арчила Михайловича утвердили на роль.
Арчил Гомиашвили на съемках «12 стульев»
Актер сходу вписался в съемочный процесс, не смущаясь уже прославленных на тот момент коллег – Михаила Пуговкина и Георгия Вицина, Нины Гребешковой и Юрия Никулина, Савелия Крамарова и Натальи Варлей. Гомиашвили показал силу своего таланта, а после выхода комедии на экраны его полюбили и зрители. Ошеломительный успех фильма в 1971 году принес Арчилу не только всесоюзную славу, но и ордер на трехкомнатную квартиру в Москве, куда он вскоре и переехал.
Тем не менее, в своем более позднем интервью Гомиашвили сетовал на то, что Гайдай не дал ему возможности раскрыть роль так, как он хотел — Бендера на экране почти полностью озвучил Юрий Саранцев, а Арчил лишь спустя годы узнал, что без его согласия этого не имели права делать. Песни, звучавшие в картине, исполнял Валерий Золотухин. Гомиашвили считал, что не раскрыл характера героя, играя его словно на бегу, следуя ритмике картины. Тем не менее, его как актера узнала вся страна именно благодаря Остапу Бендеру.
Читайте также: «Кар-Мэн»: история успеха легендарной группы 90-х?
После ошеломительного успеха артист собирался продолжить играть эту роль в театре Ленинского комсомола, в труппу которого попал после переезда. Предложив Марку Захарову сценарий своего мюзикла, Арчил не знал, что в планах режиссера уже имеется собственный вариант о великом комбинаторе. Выход на экраны фильма «12 стульев» с Андреем Мироновым в главной роли больно ударил по самолюбию Гомиашвили. Но телепремьера помирила его с Гайдаем, который назвал новый вариант комедии «уголовным преступлением». Сам Арчил до конца своих дней считал, что в его несостоявшейся театральной карьере виноват Марк Захаров.
Арчил Гомиашвили и Андрей Миронов в образе Остапа Бендера
В середине 70-х Арчил Михайлович перешел из Ленкома в театр имени Александра Пушкина. Тогда же он снялся в роли подлеца-соблазнителя из «Мимино» (1977), Якова в «Золотом руне» (1981) и Паши Фокина в «Моем любимом клоуне» (1986). Пять раз Гомиашвили создавал в разных фильмах образ Иосифа Сталина («Государственная граница. Год сорок первый» (1980), «Сталинград» (1989), «Трагедия века» (1993) и «Война на западном направлении» (1990). Последняя работа актера в этой же роли – и в кинематографе и в принципе – состоялась в 1993 году в военной драме Юрия Озерова «Ангелы смерти».
Арчил Гомиашвили в фильме «Мимино»
Театр
В этом тбилисском храме Мельпомены актер проработал около десяти лет, после чего в поисках достойного выхода своей творческой натуры некоторое время метался между Театром имени Г. Эристави города Поти и Тбилисским русским театром имени А.С.Грибоедова.
Арчил никогда не гнушался никакими ролями, однако его главной театральной работой по иронии судьбы стал музыкальный моноспектакль «Похождения Остапа Бендера» известного режиссера Юрия Любимова, в котором Гомиашвили играл все роли, без исключения. Эта театральная постановка неизменно заслужила очень большую популярность и любовь зрителей везде, где ее демонстрировал талантливый молодой актер — от родной Грузии до многих городов Советского Союза.
Премьера этого моноспектакля состоялась в 1958 году, за тринадцать лет до того, как знаменитый режиссер Леонид Гайдай воплотит на экране персонаж известного романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», навсегда изменившего жизнь Арчила Гомиашвили.
Несостоявшийся Штирлиц
Сложно представить кого-то кроме Вячеслава Тихонова в роли легендарного разведчика Максима Исаева, но, по словам Гомиашвили, на роль Штирлица в телефильме «Семнадцать мгновений весны» (1971) вначале был утвержден он.
Однако, к его несчастью, работая над сценарием, Арчил влюбился в режиссера Татьяну Лиознову, и у них случился служебный роман.
Арчил Гомиашвили и Татьяна Лиознова
У Тихонова уже было имя в кинематографе, и ему удалось доказать руководству студии, что роль создана специально для него. Лиознова, на которую оказывали давление «сверху», самоустранилась от конкретного выбора, что было очень оскорбительным для Арчила. Обидевшись, он бросил все и уехал в Грузию. Получив телеграмму с просьбой вернуться, он проигнорировал ее. По словам Гомиашвили, когда роль отдали Тихонову, ему предложили сыграть Мюллера, что показалось актеру еще более оскорбительным.
«Золотой Остап» и новая деятельность
В 80-х на волне перестройки актер увлекся режиссурой и решил сам написать сценарий по книге миллионера Майкла Филда «Америка глазами таксиста». Он отправился в Западный Берлин, чтобы обсудить идею с самим Майклом и договориться о финансировании проекта.
После успеха в кино Арчил Гомиашвили стал бизнесменом
Немецкий бизнесмен отказался связываться с кинобизнесом, но подарил Арчилу десять игральных залов казино. Кроме того, Гомиашвили выиграл более ста тысяч марок в казино. Так стремление к творчеству в одночасье сделало его состоятельным человеком, и Гомиашвили решил открыть в Москве собственный клуб с рестораном, назвав его «Золотой Остап».
Клуб Арчила Гомиашвили «Золотой Остап»
Заведение стало одним из самых популярных мест столицы начала 90-х, признанным лучшим даже по европейским меркам. В 1990 году Гомиашвили стал акционером компании “Сити-бизнес” и открыл в Москве итальянские бутики.
Кровные узы
Биография Арчила Гомиашвили началась в Грузии, на той самой Военно-Грузинской дороге, по которой впоследствии пройдет главный киногерой его жизни и карьеры Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей.
Читайте также: Горячие фото Виктории Лопырёвой
Арчил Попхадзе, дед будущего актера, был человеком сурового нрава, воспитанным в духе своих угрюмых предков. По ощущениям его знаменитого внука, он был бандитом, и вся эта извилистая дорога находилась под его неусыпным контролем. На ней он держал свой большой двор, перекладные экипажи, перевозящие пассажиров от одной почтовой станции до другой, и четырех малоулыбчивых сыновей.
На фото — Военно-Грузинская дорога начала XX века, епархия деда актера.
Михаил, отец Арчила Гомиашвили, был младшим сыном Арчила Попхадзе и все, что ему могли доверить — это только пасти стада овец на зеленых склонах грузинских гор.
В отличие от серьезного Михаила, мать Арчила была удивительной и веселой хохотушкой, у которой всегда на губах блуждала улыбка. Она была дочерью католикоса, высшего духовного лица Грузинской православной церкви, барышней образованной и интеллигентной.
Повинуясь древнему укладу своей строгой семьи, отец Арчила украл свою невесту, привез ее в родительский дом и укрылся за высоким забором. Вскоре, размахивая саблями и паля из винтовок, подоспела родня девушки. Однако связываться с самим Арчилом Попхадзе ее родственники все же не рискнули.
Так и образовалась семья, подарившая миру знаменитого актера.
Личная жизнь Арчила Гомиашвили
Несмотря на популярность среди женщин творческой среды, первой женой актера стала Яна Маилова, врач. В этом браке у Гомиашвили родилась дочь Карина. Рождение ребенка не скрепило уз, и пара разошлась.
Второй женой Арчила стала грузинская актриса Лиана Манджавидза, с которой Гомиашвили познакомился в Тбилиси. В семье появилось двое мальчиков – Зураб (1954) и Михаил (1961), а немногим позже супруги расстались.
Вторая жена Гомиашвили Лиана Манджавидза
Как говорил сам актер, ревность Лианы переходила иногда в манию, и даже в его привычке принимать каждое утро холодный душ она подозревала грядущую измену. Арчил не был святошей и любил женщин, но разводиться не собирался. Тем не менее, семьи не сложилось, хотя своих мальчиков Гомиашвили всегда обожал и всячески поддерживал.
Несколько лет после развода актер жил холостяком, занимаясь карьерой. Но однажды мужчина встретил юную балерину по имени Татьяна, которой предложил руку и сердце, несмотря на большую разницу в возрасте (возлюбленная была младше на 24 года). О своем втором браке артист вспоминал со смехом: С женитьбой на этой девушке к 44-летнему Арчилу пришла и слава великого комбинатора, а вскоре счастье стало еще более полным: Татьяна подарила ему одну за другой двух дочек – Нину и Катю.
Дочери Арчила – Нина и Катя Гомиашвили
Несмотря на собственную юность, женщина оказалась мудрой и любящей, всегда готовым прийти на помощь другом и верной спутницей по жизни. Дочери Гомиашвили, Нина и Екатерина связали свою жизнь с искусством и подарили Арчилу внуков.
Смерть актера
Арчил Гомиашвили всегда внимательно относился к собственному здоровью и ежегодно обследовался. Именно поэтому диагноз врачей — рак дыхательных путей с метастазами в легкие — грянул для Арчила и его родных словно гром. В Америке 79-летнему актеру сделали несколько операций по удалению опухоли и лимфатических узлов — их было больше сорока. Как только Арчил Михайлович почувствовал себя лучше, тут же сбежал из больницы, приехал в Москву и собрал всех друзей у себя в «Золотом Остапе».
Арчил Гомиашвили в старости
По словам внучки актера Анастасии, смертельные осложнения от него скрывали, хотя Гомиашвили и стал догадываться о них после резкого ухудшения. Жена Татьяна все время находилась рядом. Метастазы распространялись по организму очень быстро, поэтому в последние дни жизни Гомиашвили уже молчал и никого не узнавал.
Актер скончался 31 мая 2005 года в онкологическом отделении больницы. Похоронили его на Троекуровском кладбище Москвы рядом с могилой Натальи Гундаревой.
Фильмография
- «Лично известен» — (1957)
- «Чрезвычайное поручение» — (1965)
- «Простите, вас ожидает смерть» — (1966)
- «26 бакинских комиссаров» — (1966)
- «Иные нынче времена» — (1967)
- «12 стульев» — (1971)
- «Мимино» — (1977)
- «Любовь моя, печаль моя» — (1978)
- «Комедия давно минувших дней» — (1980)
- «Золотое руно» — (1981)
- «Раннее, раннее утро…» — (1983)
- «Медный ангел» — (1984)
- «Государственная граница. Год сорок первый» — (1986)
- «Мой любимый клоун» — (1986)
- «Сталинград» — (1989)
- «Война» — (1990)
- «Место убийцы вакантно…» — (1990)
- «Супермен» — (1990)
- «Официант с золотым подносом» — (1992)
- «Ангелы смерти» — (1993)
- «Трагедия века» — (1994)
Память
В 2006 году родные установили на могиле любимого мужа, отца и дедушки памятник — фигуру Арчила Гомиашвили в роли Остапа Бендера. Он стоит, немного склонившись вперед, опираясь ботинком на знаменитый резной стул, и смотрит куда-то вдаль.
Памятник на могиле Арчила Гомиашвили
По словам Эммануила Виторгана, актер оставил на память о себе всего одну яркую звездную роль — “человека с большой буквы, настоящего товарища и хорошего друга”. Поклонники из Чебоксар также почтили память Гомиашвили, установив его памятник в роли Остапа Бендера в одном из местных скверов.
Комментарии
Имел честь,в конце 80-х,побывать(по приглашению друзей) в "Золотом Остапе"...по тем меркам-фантастика. А цены...
при чем тут какой то михаил?
Мой косяк соРРРРи!
да ничего страшного
Благодарю!
Фильм "Золотой телёнок" (1968).
В ролях: Сергей Юрский, Леонид Куравлёв, Зиновий Гердт и др.
Поэтому для меня "первый Остап" в кино - Юрский :-)
В принципе...да. Спасибо!
Интересная биография, спасибо.
Более чем,спасибо!