Раввин Дов Лиор: отъявленный негодяй и безжалостный экстремист

Архиепископ Нью-Йорка объявляет, что любой католик, сдающий свою квартиру в аренду еврею, совершает смертный грех и может быть отлучён от церкви.

    Протестантский пастор в Берлине постановляет, что христианин, нанимающий на работу еврея, будет изгнан из прихода.

    Невозможно? И вправду невозможно. Но не Израиле - где участники, естественно, меняются ролями.

    Раввин Сафеда, "государственный" служащий, объявил строгий запрет на предоставление жилья арабам в аренду – в том числе арабским студентам местного медицинского института. Двадцать других городских раввинов – зарплаты которым выплачивают налогоплательщики, большинство из которых придерживаются светских взглядов, в том числе граждане-арабы – публично поддержали запрет.

    Группа израильских интеллектуалов направила жалобу генеральному прокурору, назвав призыв раввина «преступным подстрекательством». Генеральный прокурор обещал разобраться как можно скорее. С тех пор прошло полгода. Решения по-прежнему нет.

Точно так же обстоят дела с другой группой раввинов, запретивших нанимать на работу "гоев". (Во времена оные  слово «гой» означало «народ», любой народ. В Библии израильтяне называются «святым гоем». Но за прошедшие века этим термином стали обозначать не-евреев, с отчётливо уничижительным оттенком).

    На этой неделе Израиль охватили волнения – арестовали раввина Дова Лиора!

    История начинается с того, что более года назад его коллега Ицхак Шапиро издал книгу. Шапира – вероятно, самый главный экстремист Ицхара – вероятно, самого экстремистского поселения на Западном берегу. Его жителей регулярно обвиняют в погромах, чинимых ими в близлежащих палестинских деревнях; обычно они бесчинствуют «в ответ» на действия армии, которая сносит строения, возведённые в незаконных поселениях без согласия властей.  

    В своей книге «Учение царя» раввин Шапира рассуждает об убийстве "гоев". В мирное время "гоев" по общему правилу убивать нельзя. Это вытекает не из заповеди «не убий», которая, согласно книге, относится только к евреям, но из повеления Господа после потопа (Книга Бытия, 9:6): «Тот, кто прольёт кровь человека, того кровь пусть будет пролита людьми, ибо по образу Всесильного создал Он человека».  Однако в военное время ситуация кардинально меняется.
Между тем, по мнению раввинов, Израиль находится в состоянии войны с момента своего основания и, по всей видимости, будет воевать ещё очень долго.

    На войне же, если присутствие "гоя" ставит жизнь еврея в опасность, дозволяется убить "гоя", хотя бы он был и праведником, не несущим ответственности за ситуацию.

Дозволяется – более того, рекомендуется – убивать не только воинов противника, но и всех, кто поддерживает воинов и предоставляет им помощь. Разрешается убивать мирных жителей противника, если это может оказаться полезным при ведении войны.

    (Преднамеренно или нет, но сформулированное экстремистом Шапирой правило нашло отражение в тактике  еврейской армии   во время войны «Литой свинец»: чтобы защитить жизнь одного израильского солдата, допустимо убить столько палестинцев, сколько потребуется. В результате погибло 1500 палестинцев, большая часть которых – мирные жители).

    Но настоящий скандал вызвала глава книги, в которой говорится, что разрешено убивать детей гоев, если они могут нанести вред, когда вырастут.

    По существующему обычаю книга раввина, толкующего еврейское право, должно получить одобрение – т.н. «хаскаму» («согласие») – других известных раввинов.

Книга «Учение царя» получила одобрение четырёх известных раввинов, одним из которых стал Дов Лиор.

    Пресловутый  Лиор (чьё имя переводится как «у меня есть свет» или «свет был дан мне») принадлежит к числу самых фанатичных раввинов-экстремистов в поселениях на Западном берегу – великое достижение на территории, кишащей раввинами-экстремистами, которых в любой другой стране давно окрестили бы фашистами!

Лиор – раввин Кирьят-Арбы, незаконного поселения в окрестностях Эль-Халиля. Кирьят-Арба бережно хранит учения воинствующего преступника Меира Кахане и «подарила» миру террориста-убийцу Баруха Гольдштейна.

    Лиор также возглавляет иешиву хесдер, армейскую религиозную школу, ученики которой совмещают занятия (исключительно религиозные) с привилегированной военной службой.

    Когда книга (переизданная к настоящему времени уже три раза) впервые вышла в свет, поднялся шум. Но ни один раввин не выступил с осуждением или неодобрением, разве что некоторые указали на слабую религиозную аргументацию.

Ортодоксы дистанцировались на том основании, что религия запрещает «провоцировать гоев». 

    Однако многих возмутило написанное, и генеральный прокурор начал расследование в отношении автора и четырёх раввинов, подписавшихся под его книгой.

Их пригласили явиться на допрос, и почти все подчинились требованию властей; на допросе они заявили, что не успели ознакомиться с текстом книги.

    Лиор, который в своей «хаскаме» подтвердил, что внимательно прочёл книгу, не отреагировал на многочисленные вызовы в полицейский участок. Он их игнорировал открыто и с презрением. На этой неделе полиция ответила на оскорбление: раввин был арестован на «туннельной дороге» между Иерусалимом и Эль-Халилем, предназначенной для пользования только евреями.

Его не заковали в наручники и не поместили в полицейский автомобиль, как обычно происходит в таких случаях. Место водителя в его машине занял офицер полиции, который отвёз его прямо в полицейский участок. Там его вежливо допрашивали в течение часа и отпустили.

    Новость об аресте как огонь прошла по поселениям. Сотни членов «молодёжи холмов» - групп молодых "поселенцев" (бандитов!), устраивающих погромы и плюющих на закон – собрались у въезда в Иерусалим, подрались с полицейскими и заблокировали основную дорогу в город.

    Но молодые фанатики не ограничились перекрытием дорог и триумфальным проносом "освобождённого" Лиора на плечах. Они также попытались взять штурмом здание верховного суда. Почему именно это здание? Требуются некоторые пояснения.

    Израильские правые, в особенности "поселенцы" и их раввины, давно составили перечень объектов ненависти. Я имел честь побывать на большинстве их них. И верховный суд занимает в этом перечне одно из самых главных мест – если не первое.   

    Почему? Ведь суд не покрыл себя славой в борьбе за права жителей оккупированных территорий. Он дал согласие на уничтожение многих палестинских домов в ответ на «террористические» акты, разрешил «умеренные» пытки, одобрил строительство «разделительной стены» и в целом позиционирует себя как одно из орудий оккупации.

    Но в некоторых случаях закон не позволил суду уклониться от своих обязанностей. Суд постановил демонтировать аванпосты, установленные на принадлежащих палестинцам земельных участках. Он запретил «точечные убийства», если лицо может быть арестовано, и назвал незаконной практику отказа арабским гражданам в праве на проживание в деревнях на «государственной» земле и т.д.

    Каждое подобное решение сопровождалось яростным воем правых. Но есть и более глубинная причина для крайнего антагонизма.

Иудейская религия  не отсиживается в тихом уголке общественной жизни.   охватывает все её аспекты.  Поэтому для религиозного еврея   европейская идея отделения религии от государства является кощунственной.

    Еврейская Галаха  регулирует все стороны жизни. Вопрос: если происходит коллизия нормы иудейского права с нормой израильского права, какая из них имеет высшую силу? Норма, созданная   избранным парламентом, которая может быть изменена, если люди того пожелают, или "норма, переданная Богом людям на Синайской горе на все времена", изменение которой невозможно (самое большее - она может быть иначе истолкована)?

    Религиозные фанатики в Израиле настаивают на том, что религиозный закон стоит выше закона светского и что суды не распространяют юрисдикцию на решения религиозных авторитетов. Когда верховный суд принял иное решение, раввины-ортодоксы без труда собрали в Иерусалиме толпу из 100 тысяч демонстрантов. Уже многие годы религиозные министры, правоведы и политики, а также их сторонники, пытаются подорвать неприкосновенность и независимость верховного суда.

    Вот в чём заключается суть дела. Генпрокурор считает, что книга, призывающая к убийству невинных младенцев – это преступное подстрекательство. Раввины и их сторонники считают решение генпрокурора наглым вмешательством в учёную религиозную дискуссию. Компромисса между двумя точками зрения быть не может.

    Для израильтян это не вопрос теоретического характера. Почти всё религиозное сообщество с его многочисленными ответвлениями принадлежит к лагерю правых ультранационалистов.

Если Израиль станет галахическим государством, то мира не будет никогда, ведь, как считают раввины, вся Святая земля между Средиземным морем и рекой Иордан принадлежит исключительно евреям, и отдать "гоям" хотя бы пядь «еврейской земли» – смертный грех, караемый соответствующим образом.

За этот грех студентом религиозного университета и бывшим поселенцем был казнён Ицхак Рабин.

    Конечно, не все израильтяне являются экстремистами, призывающими убивать детей. Но, к сожалению, очень многие молчат. И на деле выходит, что балом правят экстремистский раввин Лиор   и его фанатичные коллеги.

Мой PS: Автор статьи, Ури Авнери, израильтянин, бывший депутат кнессета.