"Скрытно подойти к берегам США..." Морские операции адмирала Чернавина вошли в историю.

Александр Степанов 

Биография последнего главнокомандующего ВМФ СССР, адмирала флота Владимира Николаевича Чернавина,  скончавшегося 18 марта 2023 года, на 95 году жизни золотыми буквами вписана в историю Советского и Российского Военно-морского флота.Михаил Метцель/ТАСС

Мог ли подумать скромный паренек, родившийся в городе Николаеве Украинской ССР в семье рабочего и воспитательницы детского дома, что о его блистательных морских операциях будут писать книги и снимать фильмы. Адмирал Чернавин был настоящим морским волком, подводником с большой буквы, который скрупулезно, до мелочей просчитывал каждый поход и требовал того же от подчиненных. В карьере Владимира Николаевича было множество блистательных операций, однако три из них можно выделить отдельно.

Подо льдами Арктики

Закончив в 1951 году ленинградское Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе, Владимир Чернавин отправился служить на Северный флот. Именно здесь полностью раскрылся потенциал будущего главкома ВМФ СССР.

В апреле 1959 года Чернавин был назначен командиром строившейся атомной подводной лодки "К-21" проекта 627а "Кит" - первой атомной субмарины СССР. АПЛ вошла в состав 3-й дивизии 1-й флотилии атомных подлодок Северного флота.

В 1962 году "К-21" под командованием Чернавина впервые в истории отечественного флота совершила автономный поход в Арктику, пройдя за 51 сутки плавания около 19 тысяч километров, из них около 16 тысяч преодолела в подводном положении. Экипаж корабля испытал методику маневрирования под паковыми льдами, поиска и всплытия в полыньях, проламывания льда. В одном из походов Владимир Николаевич испытал специальные торпеды для подрыва льда и всплытия в искусственно созданной полынье. Капитан II ранга Чернавин возглавлял комиссию, разработавшую по итогам похода инструкцию по подледному плаванию АПЛ.

Операция "Атрина"

В марте 1987 году в Атлантическом океане пять подлодок Северного флота скрытно подошли к побережью США и вскрыли всю систему американской противолодочной обороны в Атлантике. Разрабатывал и руководил операцией недавно назначенный на должность главкома ВМФ СССР Владимир Чернавин. Как вспоминал он сам, "мы принимали все возможные меры, чтобы поубавить спеси у тех, у кого ее оказывалось с избытком. Вот операция сработала. Она не на шутку встревожила Пентагон и вызвала запросы в Конгрессе США. Не знаю, как называли наш маневр американцы, но в наших служебных документах эта операция проходила под кодовым названием "Атрина". Мы не хотели, чтобы даже смысловой оттенок кодового слова мог что-то сказать о разрабатываемой операции". Придуманное слово "Атрина" не существует в русском языке. Основной целью операции "Атрина" являлось: стремление продемонстрировать возможности советского подводного флота по преодолению системы оповещения НАТО; возможность скрытного выхода советских подводных лодок к берегам США; сбор информации о тактике американских противолодочных сил, разворачиваемых для поиска в подобной ситуации.

По словам адмирала, операция "Атрина" вскрыла район патрулирования американских ракетоносцев с "Трайдентами" на борту. "Стало ясно, что в случае прорыва не одной лодки, а группы атомных подводных лодок в Атлантику, сил и средств у США и НАТО для контроля над всем океаном не хватит. Эффективность системы SOSUS (гидроакустическая противолодочная система США, которая предназначена для обнаружения и опознавания подводных лодок, - прим "РГ") при работе против подводных лодок третьего поколения значительно снижается. Успешное проведение операций "Апорт" и "Атрина" подтвердило предположение, что ВМС США, при массированном использовании СССР современных атомных подводных лодок, не смогли организовать им сколько-нибудь эффективное противодействие", - подчеркивал адмирал.

По словам Чернавина, успех операции стал возможен благодаря тщательной подготовке и высокой выучке экипажей. Операция "Атрина" отложила свой отпечаток на характере многих переговоров между СССР и США, которые велись в те годы.

Атака тараном

12 февраля 1988 года у берегов Крыма произошел инцидент, который мог спровоцировать в Черном море военный кризис, подобный Карибскому. Ракетный крейсер "Йорктаун" и эсминец "Кэрон" нагло нарушили границу СССР, вторгшись на 7 миль в территориальные воды рядом с крымским поселком Форос. Корабли США не отреагировали на предупреждения советских сторожевых кораблей "Беззаветный" и СКР-6. Ситуация была критической. Американцы, буквально бросали вызов Черноморскому флоту.

Главком ВМФ, адмирал флота Владимир Чернавин обратился к министру обороны маршалу Сергею Соколову с просьбой разрешить советским кораблям дать отпор обнаглевшим американцам. О прямом обмене ударами речь, конечно, не шла. Адмирал предложил вытеснять американцев навалом. То есть, сложнейшим маневром, когда корабль атакует противника бортом в борт. Получив добро, моряки совершили таран нарушителей. Советские моряки выполнили поставленную задачу - без единого выстрела и потерь.

Результат "битвы при Форосе" был таким: американский сенат надолго заморозил походы кораблей US Navy в Черное море. Командир "Йорктауна" был снят с должности, а сам покореженный крейсер на несколько месяцев застрял в ремонте.

_______________________________________________________________________________

Умер адмирал, не давший Украине захватить Черноморский флот

https://www.kp.ru/daily/27479.5/4735535/

Виктор БАРАНЕЦ

Он смог оставить с носом бандеровца Кравчука, но тот уговорил Ельцина уволить неуступчивого морского волка, чтоб поделить корабли в Севастополе.
Вот так несправедливо оно случилось: ровно в девятую годовщину возвращения Крыма в Россию на 95-м году жизни скончался военачальник, который во времена яростной дележки Черноморского флота с Украиной отважно "дрался" за его сохранение на исторических берегах полуострова, - адмирал флота Владимир Николаевич Чернавин. Это был один из самых почитаемых и в советском, и российском Военно-морском флоте командиров, для которых преданное служение Отечеству было смыслом жизни.


Последний советский адмирал, последний Главком ВМФ СССР.
Мне по роду службы в Минобороны РФ в начале 90-х приходилось не единожды встречаться с адмиралом и в Москве, и в Крыму в то время, когда он был Главкомом нашего ВМФ, когда решалась судьба Черноморского флота, на который Киев решил "наложить загребущую лапу".
Вот этот эпизод, связанный с Чернавиным, запомнился больше всего.
В начале 1992 года Главный штаб ВМФ России добыл секретную информацию о том, что в ходе очередного российско-украинского раунда переговоров по Черноморскому флоту в Севастополе киевляне собираются осуществить план молниеносного присвоения флота «на законных основаниях».
Главком ВМФ РФ Чернавин рассказывал:
- Стало известно, что в Севастополь приезжает большая комиссия, которую возглавляет Дурдинец, первый заместитель председателя Верховного Совета Украины. С ним министры обороны, внутренних дел и так далее. Узнаю, что они везут указ президента Украины о приватизации Черноморского флота. Я вышел на маршала авиации Шапошникова (тогда - министр обороны - ВБ), доложил ему обо всем. Шапошников спрашивает: «Ну, что делать?» Я ему предложил, что нужно немедленно издать указ нашего президента о том, что Черноморский флот переходит под юрисдикцию России. Всю ночь переговаривались с Шапошниковым, и в конце концов, он связался с Ельциным. Ельцин отнесся к такой идее положительно. Но украинцы уже приезжают, а у нас еще ничего нет. Фактически проект указа был подготовлен непосредственно в Севастополе, и я передал наши предложения министру обороны. Начались переговоры, на которых украинская сторона сразу заняла наступательную позицию. Возглавляя нашу делегацию, я чувствовал, что они вот-вот доберутся до указа своего президента. Опять наступила бессонная ночь, опять переговоры с Шапошниковым. Наконец Шапошников говорит: «Президент сказал, что утром подпишет указ». Утро. Уже 10 часов, а указа еще нет. Начинаю уклоняться от переговоров, потому, что знаю: когда они зачитают свой указ, а мы будем с пустыми руками — дело будет сделано. В конце концов, с опозданием на час с лишним прибываю к месту переговоров, чем вызываю страшный всплеск раздражения. Но я приехал уже с указом президента в кармане, он по телефону был мне зачитан. Тут встает Дурдинец и говорит, что так как мы не можем найти путей соприкосновения интересов, он сейчас официально зачитает указ президента Украины Леонида Кравчука. И читает с пафосом указ. Но мы были уже к этому готовы. И когда он произносит: «И мы приехали сюда, чтобы этот указ исполнить, здесь все люди, которые правомочны это сделать» – я встаю и зачитываю указ президента Ельцина. Это было похоже на взрыв бомбы! Украинская делегация в замешательстве: что же делать? Указ на указ. И долго все сидели и мрачно молчали. Потом начали между собой переговариваться. И вот Дурдинец заявляет мне: «Владимир Николаевич, мы не можем не выполнить указ нашего президента». Говорю ему в ответ: «А мы не можем не выполнить указ нашего президента. Учитывая же, что Черноморский флот сегодня в моем подчинении, мы также не дадим выполнить указ вашего президента». Переговоры с этого момента стали бесполезными, все должно было решаться уже на другом уровне...
Эх, знал бы тогда адмирал флота Чернавин, какими солеными матюгами покрывал его украинский президент Кравчук в телефонном разговоре с Ельциным! Чернавин, по мнению Леонида Макаровича, превратился в главного виновника новой тупиковой ситуации на российско-украинских переговорах.
Срыв «блиц-приватизации» Черноморского флота, которую с такой тщательностью готовили в Киеве, надеясь на полный успех, был очень болезненной пощечиной украинским руководителям. Они называли Чернавина «камнем, который лежит на дороге», ведущей якобы к успеху в решении проблемы дележа флота. В таком ключе фигура адмирала флота Чернавина стала подаваться украинцами в ходе последующих раундов переговоров с россиянами по Черноморскому флоту. Кремль тогда клюнул на эту удочку.
Неуступчивость Чернавина стала не устраивать уже не только Кравчука, но и Ельцина. «Камень» с дороги вскоре убрали.
Адмирал флота Владимир Чернавин стал одним из первых российских флотоводцев, которые были отставлены за то, что яростно сопротивлялись уступчивости тогдашнего Кремля и МИДа на Черном море.
Чернавин смотрел далеко, а думал глубоко:
– Кто контролирует Крым, тот контролирует и Черное море. А кто имеет крепкий флот, тот морем и владеет. Чей берег – того и вода…
ЭТАПЫ ЕГО БИОГРАФИИВладимир Николаевич Чернавин родился 22 апреля 1928 года в Николаеве Украинской ССР в семье рабочего и воспитательницы детского дома. Отец в 1944 году умер в госпитале после ранения на фронте Великой Отечественной войны.
Образование.
В 1947 году стал выпускником Бакинского подготовительного военно-морского училища.
В 1951 году окончил ленинградское Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе,
в 1954 году - высшие классы офицерского состава подводного плавания. В 1965 году окончил командный факультет Военно-морской академии, в 1969 году - Военную академию Генштаба.
Служба.
Офицерскую карьеру начал на Северном флоте. Был командиром боевой части вооружения на дизель-электрической подводной лодке, затем занимал должности помощника командира корабля, старшего помощника командира подводной лодки. В его послужном списке - должности командира атомной подводной лодки.
Субмарина под командованием Чернавина впервые в истории отечественного флота совершила автономный поход в Арктику, пройдя за 51 сутки плавания 10 тыс. 124 мили (около 18,7 тыс. км), из которых 8 тыс. 646 миль (около 16 тыс. км) преодолела в подводном положении. Экипаж корабля испытал методику маневрирования подо льдами, поиска и всплытия в полыньях, проламывания льда.
Служил он и начальником штаба дивизии атомных подлодок Северного флота. В феврале - марте 1966 года командовал походным штабом и надводными силами обеспечения в ходе первого трансокеанского перехода атомоходов "К-116" и "К-133" из Баренцева моря на Камчатку через Атлантический океан, пролив Дрейка и Тихий океан. Затем были посты начальника штаба - зама командующего флотилии подводных лодок, командующего этой флотилии, начальника штаба - первого зама командующего Северным флотом, командующего этим же флотом,
Следующая ступень - начальник Главного штаба ВМФ - первый зам Главнокомандующего ВМФ СССР.
С 29 ноября 1985 года - Главнокомандующий ВМФ - заместитель министра обороны СССР.
При главкоме Чернавине ВМФ достиг наивысшей ступени своего развития.
Ежедневно в Мировом океане находилось до 200 кораблей и судов советского ВМФ.
После распада СССР с февраля по август 1992 года Чернавин занимал пост Главнокомандующего ВМФ.
В 1993 году уволен в отставку.
До 2020 года Чернавин был главным специалистом ВМФ РФ.
С 2008 по 2021 гг. он был генеральным инспектором Службы генеральных инспекторов Министерства обороны РФ.
ЕГО НАГРАДЫ: Золотая Звезда Героя Советского Союза.
Два ордена Ленина.
Ордена Октябрьской Революции, Красного Знамени, Красной Звезды, Александра Невского, Мужества, "За морские заслуги".