«Физики и Лирики» никогда друг с другом не дрались
На модерации
Отложенный
Об антагонизмах и взаимонепонимании технарей и людей искусства много расписано, но, пожалуй, наиболее умно, концентрированно и корректно в чудесной книге Ч. Сноу “Две культуры”.
Могу лишь подтвердить, что, по моему, и у нас в Ленинграде было то же самое…
Конечно интересны те и другие, если они склонны к творчеству. По моим наблюдениям, творческих людей больше всего среди тех, кто занимается наукой и техникой. А вот в мире искусства, богеме их почти не найти. Если только - в среде режиссеров.
В технике недопустима глупость и это не нравится: собрал неверно электрический узел, включил – он не заработал или, хуже, блызнулся. Неприятно, лучше об этом не вспоминать. Общение с техникой учит: вне зависимости от предыдущих заслуг некорректность слишком уж грубо бьет по рукам.
А «Черный квадрат» на картине не сгораем, не проверяем объективно, его значимость, как говорят позитивисты, не верифицируема, и можно о ней, не теряя лица, дебатировать бесконечно.
Например, чтобы чувствовать красоту процесса фазового регулирования мостовой схемы Ларионова надо, как минимум, быть умным и много учиться. А чтобы прослезиться перед трогательным полотном на бытовую тему или, связав из бороды косичку, рассуждать о непознаваемости шанкр, можно быть совершенно неучем. Дешево и сердито!
Разумеется, в моем представлении, «Физики» совсем не обязательно технари.
Так в молодости (60-70 годы) в течение трех лет я- будущий технарь-разработчик и изобретатель в области силовой электроники умудрялся ходить в Эрмитаж на цикл лекций о художниках разных времен и народов, где довелось слушать весьма интеллектуальных историков и искусствоведов.
Перед их ученостью и широтой мировоззрения невозможно было не преклоняться. В то время навязшей двуполярной идеологии очень удивительной и необычно смелой казалась их достаточно объективная многоцветная оценка истории, особенно в многочисленных дерзких параллелях «совка» со средневековьем. Завидовал их историческим познаниям, твердости духа, честолюбию, смелости, а иногда и фанатизму. И, думаю, обозвать кого-нибудь из них Лириком было бы тяжелейшим оскорблением…
Но, no problem! «Физики и Лирики» никогда не дрались, поскольку водились в сугубо различных стаях.
"Беда начинается тогда, когда лирики мнят себя физиками",- тонко подмечено...
Петр Новыш.Санкт-Петербург
ФИЗИКИ И ЛИРИКИ
1959
Борис Слуцкий:
Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
мы, что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья -
наши сладенькие ямбы,
и в пегасовом полете
не взлетают наши кони...
То-то физики в почете,
то-то лирики в загоне.
Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что даже не обидно,
а скорее интересно
наблюдать, как, словно пена,
опадают наши рифмы
и величие степенно
отступает в логарифмы.
Комментарии
Все верно, и этому есть простое и логичное обьяснение.
Склонность к точным наукам (инженерия) - это способность быстро и правильно соображать. Способность малой части населения.
Гуманитарные науки такого не требуют, достаточно болтологии вокруг поднятого вопроса.
Поэтому физиками может быть ограниченное к-во людей, им же доступна и лирика. Более того, благодаря способности быстро соображать они и в лирике достигают больших успехов.
Лирика же доступна всем без исключения. Даже психам, "не таким" и прочим с особенностями развития...
Раньше портвейн 777 легко мирил и лириков и физиков.